История театра оперы и балета
После состоявшегося в 1958 году в Москве творческого отчета театра о деятельности Воронежской Музкомедии стало известно во всей стране. Союз композиторов СССР во главе с Тихоном Хренниковым предложил реорганизовать его в Музыкальный театр. В афише коллектива помимо оперетт появились оперные и балетные спектакли. Для Музыкального театра на центральной площади города было построено здание со зрительным залом, рассчитанным на 1073 посадочных места.
25 февраля 1961 года впервые открылся занавес нового театра и зазвучала бессмертная музыка П. Чайковского – опера «Евгений Онегин» в постановке главного дирижера театра В. Тимофеева. А 6 августа этого же года с именем великого композитора была связана и балетная премьера – свой путь в большое искусство начала балетная труппа постановкой спектакля «Лебединое озеро», которую возглавила талантливый балетмейстер Т. Рамонова.
У истоков театра стояли широко известные в стране выдающиеся деятели культуры: режиссёр – народный артист Белоруссии С.А. Штейн, главный балетмейстер – заслуженный деятель искусств Белоруссии К. Муллер, главный художник – заслуженный деятель искусств РСФСР В. Цыбин. Период творческого становления молодого коллектива связан с именем народного артиста РСФСР, лауреата Государственных премий Анатолия Алексеевича Людмилина – прекрасного дирижёра, чуткого педагога и талантливого организатора. Под его руководством было поставлено более 10 спектаклей, в том числе «Аида», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Тоска» и «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Луд Гидия» болгарского композитора П. Хаджиева, «Огненные годы» А. Спадавеккиа.
В 1967 году на должность главного дирижёра был приглашён народный артист СССР Ярослав Антонович Вощак. С этого момента начинается новая веха в развитии театра. Я. Вощак продолжил традиции, заложенные А. Людмилиным, главной из которых являлась высокий уровень музыкальной культуры. Поставленные Я. Вощаком оперы «Мазепа» П. Чайковского, «Трубадур» Дж. Верди и «Русская женщина» К. Молчанова стали настоящими событиями, им сопутствовала любовь зрителей и интерес со стороны профессиональной общественности.
Спектакли мирового уровня, которые шли на сцене театра, начиная с момента его открытия, были высоко оценены руководством страны и в 1968 году Музыкальному театру был присвоен высокий статус Государственного театра оперы и балета.
В 70-е годы заметную роль в творческой жизни театра оперы и балета играли главные дирижёры: Заслуженный артист Казахской ССР И. Островский и Заслуженный деятель искусств РСФСР В. Васильев, главный режиссёр — Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР Г. Геловани, главный балетмейстер – Заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Малхасянц, главный художник – Н. Котов, главный хормейстер — Заслуженный артист РСФСР Л. Дитко. Более 10 лет художественным руководителем балета являлась народная артистка России Н. Валитова.
В 90-е годы пришло новое руководство: главный дирижёр — Заслуженный деятель искусств РФ Ю. Анисичкин, главный режиссёр — Заслуженный деятель искусств РФ А.Н. Зыков, главный художник — Заслуженный деятель искусств РФ В. Кочиашвили. Хоровой коллектив возглавлял М. Морозов, а с 2000 года главным хормейстером был лауреат международных конкурсов В. Кушников.
Брошюра «История театра»:
Для просмотра брошюры кликните по изображению.