5 интересных фактов о балете «Баядерка» Л.Минкуса
Успешный и богатый представитель «золотой молодёжи» влюблён в красавицу-танцовщицу. Их чувства взаимны, но, несмотря на это, молодой человек по расчёту женится на дочери состоятельного и влиятельного патрона. Чем не сюжет для современного сериала? Тем не менее эта история была пересказана величайшим хореографом Мариусом Петипа ещё в 1877 году в балете на музыку Людвига Минкуса «Баядерка». А блистательным фоном любовной интриги и подавно послужила древняя Индия. Не зря знатоки отмечают, что с годами этот спектакль не только не померк, но наоборот стал современнее и интересней зрителю.
Воронежский театр оперы и балета за годы своего существования набрал обширный балетный репертуар. Но «Баядерка» впервые появилась на его сцене только в 2020 году, когда спектакль в своей новой хореографической редакции представила балетмейстер-поставщик, заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц.
Ближайший показ спектакля состоится 21 ноября. Театр приглашает зрителей на чарующую восточную сказку о любви, верности, коварстве и мести богов. Билеты на балет «Баядерка» онлайн можно купить по ссылке.
Несколько интересных фактов о балете «Баядерка»:
— Баядерками в Европе означали индийских танцовщиц ритуальных танцев. В Индии их называют «деваси».
— Балет был сочинён Петипа для петербургского Большого театра. Главные партии исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов. На премьере балета произошла революционная для того времени вещь – Петипа поручил главную партию русской балерине, а не приглашённой иностранной приме.
— В 1941 году в ленинградском театре имени Кирова Владимир Пономарев и Вахтанг Чабукиани представили новую редакцию «Баядерки» в трёх актах. Хореографию дополнили новыми номерами. Версия Пономарева-Чабукиани стала ключевой для сценической судьбы «Баядерки» во второй половине ХХ века. Позднее в спектакль органично вошёл танец Золотого Божка в постановке Николая Зубковского.
— Любой зритель от новичка до специалиста осознает главную привлекательность балета – картину «Тени». Недаром этот фрагмент нередко представляют отдельно без декораций, и впечатление не уменьшается. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Гениальная хореография Петипа в этой картине – не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью, завораживающий образец гармонии. Петипа будто заглянул в будущее и предвосхитил творчество Джорджа Баланчина и его современников, которые создали бессюжетный белый балет.
— Юлиана Малхасянц включила в партитуру постановки Воронежского театра оперы и балета музыкальные отрывки из произведений Минкуса, которые прежде никогда не исполнялись в спектакле на российской сцене, и те фрагменты, что со временем исчезли из первоначальной редакции балета. Естественно, это потребовало создания новых хореографических фрагментов, призванных, сохраняя стилистику Петипа, привнести в спектакль больше динамики – и драматизма, и лирики. Для этого балетмейстер-постановщик воссоздала забытую финальную сцену разрушения храма и возвратила оригинальный музыкальный материал финала Минкуса. По мнению Малхасянц это важно, не столько в силу своей эффектности, но скорее как эмоциональный, этический апофеоз сюжета. Любое предательство влечёт за собой расплату.