2 ч. 10 мин.
12+
2 ч. 10 мин.
12+
спектакль в 3-х действиях
Постановка 2012 года.
Спектакль «Балетные шедевры в оперной классике» является одной из самых крупномасштабных постановок современного репертуара театра. Идея создания данного балетного полотна принадлежит народному артисту СССР и РФ, лауреату Государственных премий Владимиру Васильеву. «Балетные шедевры в оперной классике» являют собой три сценических действа — хореографические фрагменты из оперных постановок Большого театра: «Польский акт» хореографа Р. Захарова из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», «Вальпургиева ночь» Л. Лавровского из оперы Ш. Гуно «Фауст» и «Половецкие пляски» К. Голейзовского из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Владимир Васильев перенёс на воронежскую сцену хореографию блистательных балетмейстеров прошлого века.
В спектакле заняты почти 300 артистов — практически вся труппа театра: балетные номера, включённые в постановку, гармонично дополнены красочными вокальными ариями и хоровыми сценами, что создает неповторимый синтез оперного и балетного искусства в рамках одного театрального действа.
Из истории создания балетной сцены «Польский акт» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
В 1836 году М. Глинка создаёт оперу «Жизнь за царя», повествующую о героическом подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина во время русско-польской войны начала XVII века. В советские годы опера была переименована и получила название, известное нам и сегодня — «Иван Сусанин».
Второй акт оперы — «Польский акт» — открывается балетной сценой в старинном польском замке короля Сигизмунда III, в котором польская армия, окрылённая воинскими успехами, празднует будущую победу. В 1945 году «Польский акт» на сцене Большого театра поставил балетмейстер Ростислав Захаров. Его хореография была успешно возобновлена на сцене Большого в 1997 году.
Из истории создания балетной сцены «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст».
Первая постановка оперы «Фауст» Ш. Гуно состоялась в Париже в «Театре лирик» в 1859 году и была холодно встречена публикой. В 1869 году композитор создает новую редакцию оперы, в которую добавляет масштабную балетную сцену — «Вальпургиева ночь»: Фауст и Мефистофель посещают дьявольский шабаш ведьм и демонов. Именно в этой редакции опера известна слушателям сегодня.
В XIX веке в России «Вальпургиева ночь» шла в постановке Мариуса Петипа. В 1949 году известный советский балетмейстер Леонид Лавровский создал в Большом театре свою оригинальную хореографию этой балетной сцены.
Из истории создания балетной сцены «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Премьера оперы «Князь Игорь» А. Бородина, повествующей о неудачном походе князя Игоря против половцев, состоялась 23 октября 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. В данную постановку балетмейстер Лев Иванов включил самостоятельный одноактный балет, который стал отдельным номером в оперном спектакле.
19 мая 1909 года в рамках «Русских сезонов» С.Дягилева в Театре Шатле в Париже свою версию «Половецких плясок» представил Михаил Фокин, а в 1914 году в Большом театре хореографию данного балетного номера в опере «Князь Игорь» поставил Александр Горский.
В настоящее время наиболее известной является постановка «Половецких плясок» балетмейстера К. Голейзовского, которую он осуществил в Большом театре сначала в 1934 году в сотрудничестве с режиссёром-постановщиком оперы Владимиром Лоррским, а затем в 1953 году совместно с режиссером Леонидом Баратовым. Обе постановки были экранизированы в 1951 и 1972 годах.
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки
«Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно
«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина