Барышня и хулиган
Барышня и хулиган
Барышня и хулиган
Барышня и хулиган
Продолжительность:

40 мин.

Возраст зрителей:

6+

Музыка:

Дмитрий Шостакович

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

балет в одном действии

История создания

В 1918 году на экраны вышел фильм «Барышня и хулиган», сценарий к которому написал Владимир Маяковский. Поэт, сыгравший в этом фильме главную роль, взял за основу повесть итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих» и перенёс действие в дореволюционную Россию.

Замысел создания балета «Барышня и хулиган» принадлежит дирижерам Малого театра оперы и балета Б. Фенстеру и П. Фельдту, которые обратились к А. Белинскому с предложением написать либретто по мотивам сценария В. Маяковского к одноимённому кинофильму. Хореографическое решение постановки принадлежит балетмейстеру К. Боярскому. Хореограф стремился глубоко проникнуть во внутреннее состояние героев и отразить его в танце. Каждое движение и жест несли для него особую смысловую нагрузку. А А. Белинский, опираясь на киносценарий В. Маяковского, сумел избежать привычных балетных штампов, органично приспособив сюжет к танцевальному действию. Музыка балета представляла собой синтез номеров из балетных сюит Д. Шостаковича и кинофильма «Овод», а также фрагменты из ранних произведений композитора — «Фантастических танцев» и темы из сонаты для виолончели и фортепиано.

Премьера балета «Барышня и хулиган» состоялась в 1962 году на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.

В Воронежском театре оперы и балета балет «Барышня и хулиган» был поставлен в 2009 году.

Содержание

Рабочая окраина. Из темноты возникает фигура Хулигана. Пьяное страшилище – Хулиган! И вдруг – Барышня! Излучающая чистоту и холодок строгой юности. К ней рванулся Хулиган. Но тут же замер, охваченный непонятным, доныне неизвестным ему волнением.

Когда в школе на перемене Хулиган начинает дебоширить, к нему подходит новая учительница. Хулиган узнает в ней Барышню, которая так потрясла его. Неожиданно для всех он покорно смиряется и идет в класс.
Для Хулигана начинается новая жизнь. Встретив в парке Барышню, он хочет рассказать ей о том светлом чувстве, что зародилось в его душе и которому он не может подобрать названия. Скрывая за грубостью нежность, Хулиган пытается объясниться с Барышней. Но та пугается и убегает.

В отчаянии, ненавидя всё и, прежде всего, себя, Хулиган направляется в ресторан. Он пьян. Ему чудится девушка, которую он полюбил. Как во сне, не замечая ничего вокруг, он устремляется за видением. Но жестокий Вожак удерживает его. Вырвавшись, Хулиган убегает и приходит к дому возлюбленной.

На следующий день дружки Хулигана устраивают скандал в парке и разгоняют гуляющих. Хулиган заступается за Барышню и её подруг. В этот момент девушка, которая давно видела, как меняется Хулиган благодаря любви, сама начинает испытывать то же душевное волнение и протягивает к нему руки. Этот момент становится самым светлым мгновением в жизни парня, не знавшего ранее ни ласки, ни участия, ни тепла.
Бывшие приятели мстят ему за уход из их шайки. Хулиган смертельно ранен. Собравшись с силами, он приходит к дому девушки и в изнеможении падает. Хулиган умирает на руках у Барышни.

Лица
  • Учительница
  • Хулиган
  • Вожак
  • Подруга вожака
СМИ
Постановщики:

Либретто Александра Белинского по мотивам киносценария Владимира Маяковского

  • Постановка в версии заслуженного артиста Украины Владимира Сычёва по хореографии Константина Боярского
  • Дирижёр-постановщик – Татьяна Шипулина
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили

Автор фото – Арик Киланянц