Бизе-сюита / Болеро / Просветлённая ночь
Бизе-сюита / Болеро / Просветлённая ночь
Продолжительность:

2 ч.

Возраст зрителей:

12+

Музыка:

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

Вечер современной хореографии

Постановка 2018 г. Премьера в Воронежском театре состоялась 26 апреля.

Вечер современной хореографии появился как специальный проект фестиваля «Воронежские звёзды мирового балета – 2018». Он объединяет три разных по стилю одноактных балета: «Бизе-сюита», «Болеро» и «Просветлённая ночь». В проекте задействованы молодые, но уже имеющие признание в балетном мире хореографы. Вместе с главным балетмейстером Воронежского театра, заслуженным артистом ВО Александром Литягиным в качестве постановщиков выступили – главный балетмейстер Ростовского музыкального театра, лауреат международных конкурсов Иван Кузнецов и солист Большого театра, хореограф, заслуженный артист РФ Андрей Меркурьев.

Современная хореография не укладывается в некие определённые рамки и развивается в различных стилях и направлениях – от неоклассики до contemporary dance. В данном случае, создавая современные произведения в стенах классического театра, хореографы придерживались канонов академического искусства. А первоосновой проекта была задача раскрыть возможности артистов воронежской балетной труппы, стремящихся осваивать новые грани современного танца.

Бизе-сюита
одноактный балет на муз. Ж.Бизе
хореография – лауреат международных конкурсов Иван Кузнецов

Елена Лыткина (балерина, ассистент хореографа) о постановке:
«Хореографию балета можно назвать неоклассической. Возможно, сочиняя его, Иван Кузнецов вдохновлялся творчеством одного из своих любимых хореографов – Джорджа Баланчина. Поскольку любой балет рождается из музыки, визуально это произведение совпадает с классической утончённой музыкой Бизе. Но за лёгкостью восприятия скрыта сложность хореографии Кузнецова. Постановщик целенаправленно ушёл от оркестрового сопровождения. Балет идёт под звуки фортепиано для того, чтобы подчеркнуть камерность данного произведения и не перегружать его мощью звучащего оркестра.
Изначально Кузнецов выбирал между двумя названиями: «Осенняя сюита» и «Бизе-сюита». Почему «Осенняя»? Музыка диктует лёгкое, воздушное настроение, и если ассоциировать её тональность с природой – это, скорее, ранняя осень. Но хореограф в итоге назвал балет «Бизе-сюита», подчеркнув связь современного произведения с великим классическим композитором».

Роман Володченков (балетный критик, кандидат искусствоведения, артист Кремлёвского балета) о постановке:
«Бизе-сюита» – произведение, вдохновленное бессюжетным творчеством Джоржда Баланчина. Его лучшими образцами (как один из самых ярких примеров ˗ балет «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, поставленный Баланчиным впервые в 1947 году на солистов балетной труппы парижской Оперы). В этом балете Кузнецов, так же как и Баланчин, находится под влиянием дансантной, провоцирующей на хореографические мысли, музыки и, так же, как и Баланчин, Кузнецов активно вводит в канву своего балета движения, а порой и целые комбинации из классического экзерсиса. Но Кузнецов не цитирует великого мэтра. Вдохновляясь баланчинским творчеством, он движется в своем желании услышать и увидеть содержание музыки, показать всю её красоту и грацию через безупречные линии академической классики. И вот тут Кузнецов творчески соприкасается не только с Баланчиным, но и с гением Петипа, подарившем миру настоящие образцы хореографии и само понятие балетной традиции.

Болеро
одноактный балет на муз. одноимённого сочинения М.Равеля
хореография – заслуженный артист ВО Александр Литягин

Александр Литягин о постановке:
«Болеро Равеля натолкнуло меня на мысль провести зрителей по кругам бездонного виртуального зала, собравшего произведения мирового искусства. Но это будет не поэтапная экскурсия от какого-то одного более раннего стиля к последующему, а столкновение различных, иногда полярных эпох и стилей. Сюжет построен на конфликтах между вечным и сиюминутным, между началами созидающими и разрушающими. Контрасты становятся резче по мере нарастания энергии, исходящей от музыки. Чем в итоге обернётся противостояние? Надеюсь, зрители, посмотрев спектакль, найдут ответ на этот вопрос».

Роман Володченков о постановке:
«Музыка «Болеро» М.Равеля как магнит притягивает к себе разных хореографов. Но не многим из них удается уйти от первоначальной идеи танцующего солиста в центре круглой площадки-стола (как это было в постановках Брониславы Нижинской и Мориса Бежара) и объединяющегося вокруг него кордебалета. Как и практически любой постановщик «Болеро» начинает отражать ритмичный, постепенно усиливающейся механический пульс номера, нежели сюжетные перипетии. От подобных клише Александр Литягин сумел уйти, показав свою темпераментную, не лишенную значительного смысла версию «Болеро». Для воронежского постановщика известный музыкальный материал стал основой для пластического диалога между двумя партиями-кланами ˗ традиционалистов и модернистов (обозначение условное). Их на сцене представляют две группы танцовщиков в контрастных по цвету костюмах (понимание разности у зрителей исходит и от изображений на фоновой декорации «Джоконды» Леонардо да Винчи и «Звёздной ночи» Винсента Ван Гога, символизирующих разные эпохи и направления в живописи). В танцевальный спор группировок входит пара солистов в темно-бордовых костюмах, на которых влияют обе партии. Доказать свое преимущество никому не удается, однако сам процесс захватывает всех танцовщиков, и он в виде неудержимой молодой энергии передается зрителям».

Просветлённая ночь
одноактный балет на муз. одноимённого сочинения А.Шёнберга
хореография – заслуженный артист РФ Андрей Меркурьев

Андрей Меркурьев о постановке:
«Что касается «Просветленной ночи» Шёнберга, я долго не знал, как к ней подступиться. Только вслушиваясь в музыку ещё и ещё, я начал ее чувствовать и нашёл, как мне кажется, нужный язык. Изначально я поставил этот балет в Перми на Дягилевском фестивале, потом перенёс балет в столицу. Секстет Шёнберга написан на стихотворение Рихарда Демеля, и в музыку заложена определенная история, которую я как хореограф трансформирую по-своему. Но мне не хотелось бы раскрывать, как именно – интересно оставить зрителям возможность и пространство для интерпретации. Надеюсь, что публика оценит, какое это красивое сочинение».

Роман Володченков о постановке:
«Струнный секстет «Просветленная ночь» Арнольда Шёнберга (1899) – одно из ранних произведений композитора. Здесь автор еще не увлекся кардинальными поисками музыкального языка – атональностью и додекафонией, с чем и ассоциируют имя Шёнберга. В основе данного программного сочинения лежит романтическое стихотворение немецкого поэта Рихарда Деммеля о встрече мужчины и женщины… По замыслу поэта встреча происходит в холодную лунную ночь.
Переведенная Андреем Меркурьевым на язык классического танца «Просветленная ночь» получилась чувственной, интимной, не лишенной страстных порывов. Хореограф не стал придумывать больше, чем заложено в музыкально-поэтическом творении. И сама музыка всегда подсказывала Меркурьеву пластические ходы и строй композиций постановки.
За околосюжетной абстракцией, как это нередко бывает у других современных хореографов, Меркурьев не стал прятаться. Свое видение особых отношений мужчины и женщины он показал откровенно, с переживанием, но без драмбалетных разъяснений. Понятно, что мужчина – главный герой балета Меркурьева. И понятно, что он способен на настоящую любовь… Роль кордебалета у Меркурьева – связующая, развивающая драматургию спектакля. И именно кордебалет помог хореографу высказаться глубже, с философскими подтекстами, так, что зрители смогли осмыслить поступки героев».

Содержание
Лица
Постановщики:

Бизе-сюита
одноактный балет на музыку Ж. Бизе
Балетмейстер-постановщик – лауреат международных конкурсов Иван Кузнецов

Болеро
одноактный балет на музыку одноимённого сочинения М. Равеля
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист ВО Александр Литягин

Просветлённая ночь
одноактный балет на музыку одноимённого сочинения А.Шёнберга
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист РФ Андрей Меркурьев

Дирижёр-постановщик – лауреат международных конкурсов, профессор Станислав Вольский

Педагог-репетитор – заслуженная артистка РФ Людмила Масленникова