Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Царская невеста
Продолжительность:

3 ч. 15 мин.

Возраст зрителей:

16+

Музыка:

Николай Римский-Корсаков

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

опера в 4-х действиях

История создания

В основе сюжета оперы «Царская невеста» лежит одноимённая драма Л.Мея, повествующая о печальной истории Марфы Собакиной — третьей жены Ивана Грозного, которая была выбрана царём на смотринах и умерла, не успев даже стать его фактической женой. Н.Римский-Корсаков обратил внимание на это произведение ещё в 1868 году по совету М.Балакирева, но к созданию оперы на этот сюжет приступил лишь тридцать лет спустя.

Действие «Царской невесты» разыгрывается на фоне исторических событий – эпохи опричнины, когда шла жестокая борьба деспотичного цара с боярством. Сам Иван Грозный появляется в опере лишь однажды – без речей и мимоходом – но он постоянно присутствует «за кадром», как некая бесчеловечная сила, ломающая судьбы людей.  Её жертвами становятся даже те, кто служит ей – в лице опричника Григория Грязного. В таких условиях даже любовь, которая по определению должна быть самым возвышенным из человеческих чувств, превращается в свою противоположность, толкая на злодеяния и самого Григория, и любящую его Любашу.

В опере Н.Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В либретто, написанном И.Тюменевым, вошли многие стихи драмы. Работу над партитурой оперы Н.Римский-Корсаков начал в феврале 1898 года и закончил в течение 10 месяцев. Премьера состоялась 22 октября 1899 года в московском театре частной оперы С.И.Мамонтова.

О спектакле:

Постановка 1997 года.

Опера «Царская невеста» является одним из самых ярких шедевров в репертуаре Воронежского театра оперы и балета. На его сцене эта постановка уже много лет идет с неизменным успехом в сценической редакции Валентины Александровой. Сценическое оформление оперы выполнено по эскизам известного художника, заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Цыбина.

Содержание

Действие первое

«Пирушка»
Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже сосватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свое повествование он завершает здравницей в честь мудрого государя Ивана IV.

Захмелевший Малюта Скуратов вспоминает о своей крестнице Любаше, живущей в доме Грязного. Девушка славится своим чудесным голосом и мастерством петь песни. Она любит Грязного. Тот же, увлеченный Марфой, отстраняет её от себя. Тяжело на сердце у Любаши, и потому так трагична песня, которую она распевает по просьбе Малюты.

Гости собираются расходиться. По просьбе хозяина остаётся только Бомелий. У Грязного к нему важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушивает Любаша. Теперь она понимает причину, почему Григорий охладел к ней.

Бомелий уходит. Любаша пытается объясниться с Григорием. Она ещё надеется, что не всё потеряно, заклинает Грязного не покидать её. Но Грязному нечего ответить Любаше, и он молча уходит. Брошенная, оскорблённая Любаша клянётся жестоко отомстить злодейке-разлучнице.

Действие второе

«Приворотное зелье»
Улица в Александровской слободе. Осенний тёплый вечер. Народ выходит из церкви. Среди прочих – Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы о любимом женихе, Иване Лыкове. Она вспоминает о безмятежно счастливых годах детства, проведённых с Ванюшей, о том, как он стал её женихом и как любит она его теперь.

Девушки так заговорились, что не заметили, как в сопровождении опричника появился человек, который медленно проходит по улице и скрывается за монастырской стеной. Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается его властного взгляда.

Надвигаются сумерки. Улица пустеет. Любаша приходит к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает её. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязновым.

Любаша приходит к Бомелию. Он готов выполнить её просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания. Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием.

Действие третье

«Дружко»
Горница в доме Собакиных. Все с тревогой и надеждой ждут возвращения Марфы из царского дворца, куда она отправилась вместе с Дуняшей на царские смотрины. Сердце Лыкова полно мрачных предчувствий, взволнован и Грязной – сватовство царя Ивана может нарушить все его планы.  Он верит, что зелье Бомелия дарует ему любовь Марфы. Входит мать Дуняши – Домна Сабурова. Она рассказывает, что царь ласково беседовал с Дуняшей, а на Марфу «лишь посмотрел так зорко». Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку с вином порошок, не подозревая, что Любаша подменила любовное зелье ядом, «купленным» у лекаря.

Внезапно появляется Малюта с боярами. Он сообщает хозяину, что царь избрал себе в жёны не Дуняшу, как надеялись влюблённые, а Марфу. Отныне она – царская невеста.

Действие четвёртое

«Невеста»
Палата в царском тереме. Собакин удручён внезапной болезнью дочери, от которой её никто не может излечить. Появляются Грязной и Бомелий. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по велению государя казнён. Марфа теряет сознание. Очнувшись, она принимает Грязного за убитого жениха, и обращается к нему с речами, полными нежности. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил её. Не в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Григорий признаётся в совершённом преступлении: зельем Бомелия он пытался приворожить к себе любовь девушки, а после — оклеветал невинного Лыкова. Навстречу из толпы выбегает Любаша и признаётся, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу. Его уводят, чтобы предать пытке и лютой казни. А безумная, несчастная Марфа зовёт своего милого Ваню.

Лица
  • Собакин, новгородский купец
  • Марфа, дочь Собакина
  • Григорий Грязной
  • Малюта Скуратов
  • Иван Лыков, боярин
  • Любаша
  • Елисей Бомелий
  • Домна Сабурова
  • Дуняша, дочь Сабуровой
  • Петровна
  • Парень
СМИ
Постановщики:

Либретто И.Тюменева по одноимённой драме Л.Мея

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – Валентина Александрова
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Цыбин
  • Балетмейстер-постановщик – Юрий Мартынович
  • Хормейстер-постановщик – Михаил Морозов