Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Дитя и волшебство
Продолжительность:

1 ч.

Возраст зрителей:

0+

Музыка:

Морис Равель

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

опера для детей в одном действии

В творчестве музыкального гения XX века Мориса Равеля тема детства занимает особое место. Поэзия детства была для него неиссякаемым источником творческого вдохновения, обнаруживавшая его удивительный дар – видеть мир глазами ребёнка. Во многом именно поэтому одно из немногих оперных произведений, адресованных непосредственно детям, принадлежит перу Равеля.
Опера «Дитя и волшебство» стала вершинным шедевром в оперной вселенной мастера. Однако изначально предполагалось, что будет написана не опера, а балет на этот сюжет. В 1916 году известная французская писательница Габриэль Колетт предложила парижской Grand Opera либретто спектакля «Балет для моей дочери», написанный ею по собственной поэме, мотивами которой послужили сказки Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена и М.Метерлинка. Дирекцию театра заинтересовал этот материал, и они обратились к Равелю с просьбой написать музыку к этому балету. Композитор с интересом принял это предложение, но сразу же приступить к работе не смог: помешала Первая мировая война. Лишь в 1920 году Равель смог приступить к сочинению. По его просьбе либретто было значительно преобразовано. В ходе работы изменилось не только название, но и жанр произведения: «сказочный балет» превратился в «лирическую фантазию».
Несколько лет потребовалось Равелю, чтобы завершить работу над оперой. Лишь в марте 1925 года состоялась премьера спектакля на сцене оперы Монте-Карло. За дирижёрским пультом в тот вечер выступил итальянский маэстро Виктор де Сабатя. «Детское сочинение» ставило недетские задачи перед исполнителями и постановщиками. Сам композитор отмечал: «…работа требует необычного постановочного решения: действующих лиц много, а фантасмагория происходит всё время. Здесь, как в американской оперетте, танец должен быть постоянно и тесно связан с балетом». В связи с важностью танцевального начала в опере, в которой вокальное и хореографическое начало переплетаются теснейшим образом, премьерный спектакль в Монте-Карло подготовил родоначальник современного неоклассического балетного искусства Джордж Баланчин, который поставил танцевальные сцены с участием Русского балета Дягилева.
Опера была восторженно принята публикой, критиками и композиторами, присутствовавшими на премьере.

Музыка оперы

В момент создания оперы «Дитя и волшебство» Равель неоднократно отмечал, что хотел бы объединить в своем произведении Массне и американскую оперетту, Монтеверди и Пуччини. После премьеры он признавал, что партитура оперы – очень глубокий меланж стилей всех эпох: от Баха до Равеля. Она находится между оперой и американской опереттой и прерываемая «как бы между прочим» музыкой джаз-банда.
Смесь разных жанров является характерным явлением в творчестве Равеля: созданный им балет «Дафнис и Хлоя» имеет авторское определение – хореографическая симфония, а знаменитое «Болеро» — балет для оркестра. В жанровой палитре оперы «Дитя и волшебство» стоит также отметить жанр феерии, для которого характерно обильное использование декораций и костюмов, а также волшебный сюжет; регтайм, колоратурные арии, средневековый органум, контрапункт эпохи ренессанса. Связь с джазом – отдельный стилевой пласт в опере.
«Дитя и волшебство» – масштабное оперное полотно со сложным музыкальным материалом. В произведении задействован двадцать один солист. Доминирующим является вокальное лирическое начало, которое находит свое отражение в сложных ансамблевых и хоровых звучаниях. К тому же, почти каждый вокальный номер – характерный танец, в итоге чего складывается красочный музыкальный спектакль с захватывающим сюжетом. Подобная разноплановость и динамика действия вызывает интерес зрителя, благодаря чему «Дитя и волшебство» до сих пор с успехом идёт в крупнейших музыкальных театрах мира.

О спектакле:

Постановка спектакля осуществлена при поддержке женсовета Гражданского собрания «Лидер» за счёт средств, собранных в ходе проведения областного благотворительного вечера «Рождественские встречи».

Премьера в Воронежском государственном театре оперы и балета состоялась 1 октября 2021 года.

В 2022 году постановка одноактной оперы Мориса Равеля «Дитя и волшебство» Воронежского государственного театра оперы и балета получила специальный приз «Фаворит» VII Национальной оперной премии «Онегин».

Содержание

Мальчик сидит в своей комнате и играет в компьютерные игры. Он не хочет делать уроки и убираться в доме. Его интересуют только развлечения, забавы и отдых. Приходит Мама: она настаивает, чтобы сын приступил к выполнению домашнего задания. Она пытается отобрать у мальчика планшет, который в процессе их борьбы падает на пол и разбивается. Мама выходит из комнаты. Неожиданно планшет начинает излучать яркий свет. Окружающие мальчика предметы вдруг оживают и окружают ребенка. Загнанный в угол Дитя хватает книгу и пытается защититься ею, вырывая из неё страницы. Одержав победу, обессиленный ребёнок падает в кресло. Но и оно оживает: вместе с другими предметами мебели оно пугает мальчика. Вслед за мебелью оживают часы – они превращаются в робота-трансформера и неожиданно взрываются. Напуганный мальчик прячется за торшер, который падает. Начинается пожар. Огонь объясняет Дитя, как нужно себя правильно вести. Комната сгорает. Из темноты возникают пастух и пастушка, которые пасут овец на пастбище. Они говорят ребёнку, что надо беречь окружающие его предметы. Из порванной книги появляется Принцесса: она упрекает мальчика в содеянных поступках. Он никогда не узнает продолжение истории, потому что порвал книгу. Внезапно неведомая сила похищает Принцессу. Дитя понимает, что хочет изменить что-то в своей жизни. В этот же момент появляется учитель Арифметики – биржевой брокер, который учит Дитя не совершать ошибки: ведь их невозможно будет исправить.

У мальчика кружится голова, он падает без сил. Появляются Кот и Кошка, они отводят Дитя в фантастический лес. Деревья, цветы, обитатели животного мира – туземцы: лягушки, жабы, совы, соловьи – все они жалуются на злые проказы ребёнка. Он вспоминает про все свои шалости: жестокое обращение с животными и окружающей средой. Весь мир отвернулся от него: он остался совсем один. Дитя видит запертую в клетку белку: когда-то он поймал и посадил её туда. Ребёнок раскаивается и решает отпустить зверька, но сам попадает в заточение. Животные понимают, что мальчик осознал свою вину, и начинают вместе с ним звать на помощь Маму. Она появляется с книгой в руках: Мать и сын начинают вместе увлечённо читать книгу жизни.

Лица
  • Дитя
  • Мать
  • Кушетка, Летучая мышь
  • Чашка, Стрекоза
  • Огонь, Принцесса, Соловей
  • Пастушка, Сова
  • Пастух
  • Кресло, Дерево
  • Часы, Кот
  • Кошка, Белка
  • Чайник
  • Старичок
  • Лягушка
СМИ
Постановщики:

Либретто Сидони-Габриэль Колетт в переводе Н. Рождественской и Л. Андреевой-Левенстерн

  • Музыкальный руководитель – заслуженный деятель искусств ВО Ольга Щербань
  • Дирижёр-постановщик – Ариф Дадашев
  • Режиссёр-постановщик – Андрей Цветков-Толбин
  • Хореограф-постановщик – Денис Постоев
  • Художник-постановщик – заслуженный художник России Виктор Герасименко
  • Художник видео-арта – Дмитрий Козин
  • Хормейстер – Эмиль Гаджиев
  • Ассистент дирижёра – Вадим Мунаев
  • Ассистент режиссёра – Левон Микаелян
  • Ассистент режиссёра выпуска спектакля – Илья Качалин