Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Хрустальный дворец
Продолжительность:

2 ч. 10 мин.

Возраст зрителей:

12+

Музыка:

Алексей Шор

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

В 1730 году на престол вступила императрица Анна Иоанновна. С начала её правления в Российской империи происходит рост культуры – правительница уделяла ей большое внимание. Именно благодаря ей произошло становление русского драматического театра, оперного и балетного искусства.

В 1731 году в Санкт-Петербурге был открыт Сухопутный шляхетский корпус, который стал колыбелью русского балета. Ученики готовились занимать высокие государственные посты и нуждались в знаниях светского обхождения. Их обучали изящным искусствам, в том числе и бальным танцам. По «Регламенту», с самого основания Корпуса, в нём полагалось четыре преподавателя танцев (первый танцмейстер, унтер танцмейстер и два фортанцора). Ученики Корпуса вместе с приезжими танцорами участвовали в спектаклях, музыку к которым сочинял композитор Ф. Арайя, лично приглашённый Анной Иоанновной.

В июле 1733 года в Петербург из Данцига приехал француз Жан Батист Ланде, поступивший в Кадетский корпус преподавателем танцев. В январе 1736 года, обученные им кадеты участвовали в балетных сценах оперы «Сила любви и ненависти» Франческо Арайи, с постановки которой началась история русского оперного театра. А в марте того же года ученики выступили в придворном театре в «трёх разных балетах» и были «милостиво похвалены» самой императрицей. Этот успех позволил Ланде представить в 1737 году Анне Иоанновне проект «Учреждения Ея Императорского Величества танцовальной школы», в котором предлагал обучать 6 мальчиков и 6 девочек «для сочинения балетов двенадцатью персонами танцования театрального, как степеннаго, так и комическаго». Ланде намеревался с учениками «рецетировать в комедии» на российском диалекте, мешая забавы танца с комедиею, заверяя, что спустя три года они «могут превзойти иностранных танцовальных мастеров».

И вот 4 мая 1738 года начала своё летоисчисление первая балетная профессиональная школа, куда были приняты 12 детей из семей дворцовых служащих. Конечно, балет тех времён нельзя сравнивать с нынешним: все свои усилия Ланде направил на то, чтобы воспитанники овладели бальными танцами, которые лежали тогда в основе обучения. Но результат был налицо: в Российской империи появился свой балет. Так в России появилась одна из авторитетнейших балетных школ страны – ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. После смерти Жана Батиста Ланде в школе работали ведущие европейские балетмейстеры и танцовщики: Антонио Ринальди, Франц Хильфердинг, Доменико Анджолини, Джузеппе Канциани, Огуст Пуаро. За историю существования школы в ней преподавали величайшие мастера танцевального искусства разных эпох – Артюр Сен-Леон, Мариус Петипа, Павел Гердт, Энрико Чекетти, Михаил Фокин, Агриппина Ваганова.

О спектакле

Действие балета разворачивается в XVIII веке, во времена правления российской императрицы Анны Иоанновны. За основу сюжета взят исторический эпизод, имевший место при дворе российской императрицы. Анна Иоанновна славилась своей любовью к пышным торжествам и необычным забавам и однажды пожелала поженить во дворце изо льда на реке-Неве своих придворных шутов. «Хрустальный дворец» вобрал в себя балет, оперу, драму. Хореография изобилует шармом классических спектаклей, известных каждому любителю танцевального искусства, а художественное оформление постановки выполнено в традициях русского придворного театра XVIII века.

Премьера балета «Хрустальный дворец» состоялась в 2017 году и была приурочена к 50-летию дипломатических отношений между Россией и Мальтой. Российская премьера состоялась 10 сентября 2018 года в Большом зале Государственного Кремлевского дворца. В январе 2022 года балет был представлен на сцене Марийского театра оперы и балета. Воронежский государственный театр оперы и балета стал третьим театром в России, на сцене которого был поставлен балет «Хрустальный дворец».

Содержание

Действие Первое

Аллегория Первая

Двое Влюбленных в Райском саду. Появляется Ангел и ранит их стрелой.

Аллегория Вторая

Звуки рожка. Приближается царская охота. Придворные, егеря, слуги … Появляется Императрица. Раздаются выстрелы…

Аллегория Третья

Раннее утро в Зимнем Дворце. В будуаре Анны Иоанновны появляются служанки и фавориты. Анна увлечена государственными делами. Она повелевает создать Кадетский корпус, посылает экспедицию Витуса Беренга на Камчатку, даёт распоряжение о создании танцОвальной школы по просьбе Жана Батиста Ланде. Балерина и юные воспитанницы познают балетные Pаs. Всё превращается в Домашний театр.

Аллегория Четвертая

В парке перед Дворцом собираются придворные. Предстоят празднества и карнавалы. Императрица в окружении свиты и шутов. Начинается театрализованное представление. Живые картины сменяют друг друга. Танцуют цветы, бабочки, райские птицы, шуты. Наконец появляются влюблённые. Анна умилена нежными чувствами влюблённых шутов. Это повод для очередного торжества. Она объявляет о свадьбе:
– «Построить Ледяной Дворец на Неве-реке, между Зимним и Адмиралтейством – Все!! Приглашены!!»

Оперная Дива поёт Оду «Во славу Анне!»

Действие второе

Аллегория Пятая

Просцениум: На Неве-реке строится дворец изо льда. Шуты на санках везут вырезанные ледяные фигуры для праздника.

Белый акт: Оперная Дива, в образе Белой Дамы приходит в сад замёрзших цветов перед Ледяным дворцом. Ее встречает Царица Замёрзшего сада. Сад постепенно оживает. Всё сверкает и искрится. Цветы завораживают своей красотой.

Аллегория Шестая

Большим свадебным поездом приезжает Императрица с молодожёнами. Царица Замёрзшего сада дарит невесте свадебную фату, а Императрица Анна – клетку с райскими птицами. Начинается свадебная церемония. Всеобщее веселье. Свадебный кортеж шумно уезжает, оставляя влюблённых наедине друг с другом в Ледяном дворце.

Аллегория Седьмая

Влюблённые обустраивают свой дом, их мечты о свадьбе сбылись, они счастливы…их убаюкивает вьюга. Они засыпают вместе навсегда.

 

Использованы тексты и ссылки:

  • Ода оперной Дивы на слова М.Ломоносова «Ода к Анне»
  • Ария Белой Дамы на слова А.Пушкина «Мороз и солнце»
  • ТанцОвальная школа, ныне Академия хореографии имени Вагановой в Санкт-Петербурге
  • Pas – французское обозначение балетных движений
Лица
  • Влюбленная Шутиха
  • Влюбленный Шут
  • Императрица Анна Иоанновна
  • Фея замёрзшего сада 
  • Оперная дива
  • Павлин
  • Попугай
  • Бабочка
  • Служанки, фрикиньи
  • Фрики
  • Цветочек
  • Цветочки
  • Шутихи
  • Шуты
  • Егерь
  • Распорядитель 
  • Месье Ланде
  • Анна Павлова
  • Фаворит
  • Фехтовальщицы
  • Слуга
  • Генерал
  • Ученые 
Постановщики:
  • Либретто Екатерины Мироновой и Александра Сомова
  • Режиссёр-постановщик – Екатерина Миронова
  • Балетмейстер-постановщик – Александр Сомов
  • Дирижёр-постановщик – Алексей Василенко
  • Художник-постановщик – Сергей Тимонин
  • Художник по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалёва
  • Художник по свету – Елена Перельман
  • Ассистент дирижёра – Тимур Абсалутинов
  • Ассистент возобновления – Иван Рюмин
  • Ассистент художника-постановщика – Алексей Сомов
  • Педагоги-репетиторы: заслуженная артистка России Людмила Масленникова, заслуженная артистка Чувашии Галина Никифорова, заслуженная артистка Воронежской области Екатерина Любых, Елена Батищева, Луиза Литягина
  • Концертмейстеры – лауреат межд.конк. Ирина Большунова, Юлия Пашняк

 

Спектакль ведёт помощник режиссёра Татьяна Сидорова

Премьера состоялась 28 октября 2023 года