Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Продолжительность:

2 ч. 40 мин.

Возраст зрителей:

6+

Музыка:

Пётр Чайковский

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

балет в 3-х действиях

История создания:

В 1875 году Московская дирекция Императорских театров обратилась к П. Чайковскому с заказом написать балет. Предложенный ему сценарий В. Бегичева и В. Гельцера был основан на встречающихся у разных народов повествованиях о заколдованных девушках, превращённых в лебедей. Тема всепобеждающей любви, торжествующей над смертью, была близка творчеству композитора, поэтому он принялся за создание музыки с большим воодушевлением.

Начало работы над балетом относится к 1875 году. В партитуру также вошли фрагменты детского одноактного балета «Озеро лебедей», написанного П. Чайковским в 1871 году и неоконченной оперы «Ундина». Работа над музыкой к «Лебединому озеро» продвигалась довольно быстро, весной 1876 года уже начались репетиции в театре.

Премьера балета «Лебединое озеро» состоялась в Большом театре 20 февраля 1877 года. В качестве балетмейстера-постановщика спектакля выступил В. Рейзингер, однако его постановка балета не увенчалась успехом. Спектакль оказался неудачным и через восемь лет перестал идти на сцене театра.

Подлинное рождение первого балета П. Чайковского состоялось восемнадцать лет спустя, уже после смерти композитора. Спектакль был поставлен в Мариинском театре 15 января 1895 года двумя выдающимися балетмейстерами — Мариусом Петипа и Львом Ивановым. Их версия балета обозначила границу между уходящим веком романтического дивертисмента и эпохой симфонизации жанра. «Лебединое озеро», созданное двумя гениями балетного искусства, стало уникальным явлением русской и мировой культуры, впитавшим в себя наследие XIX века и во многом определившее его развитие в ХХ веке. Эта постановка балета стала основой для всех последующих сценических редакций «Лебединого озера».

О спектакле:

Постановка 2003 года

6 августа 1961 года свой путь в большое искусство начала балетная труппа Воронежского театра оперы и балета. В этот день состоялась премьера балета «Лебединое озеро» П. Чайковского. В партии Одетты-Одиллии выступила народная артистка России Набиля Валитова, ученица великой Агриппины Вагановой, в образе принца Зигфрида предстал солист Яков Лифшиц.

В 1968 году балет вышел в новой редакции балетмейстера Константина Муллера. Основой для его творческих поисков стала каноническая хореография М. Петипа и Л. Иванова.

В 1986 году балетмейстер-постановщик Е. Аксенова предложила свою версию «Лебединого озера», стремясь максимально приблизить этот спектакль к первоисточнику. Критики сравнивали её работу с трудом реставраторов. В партии Одетты-Одиллии выступила заслуженная артистка России Сания Куртосманова, а в роли принца Зигфрида — народный артист РФ Анатолий Головань.

В настоящее время в театре представлена постановка 2003 года. Её осуществили балетмейстеры из Санкт-Петербурга Дмитрий Корнеев и Ирина Иванова (в прошлом — солисты Мариинского театра). Балет из четырёхактного стал трёхактным, значительно усложнилась хореография, были добавлены новые мизансцены, в финальное действие был включен вальс, который исполняет весь кордебалет. В новой версии «Лебединого озера» в финале торжествует добро.

Содержание

Первое действие

Картина первая 

В парке старинного замка веселье и танцы. Принц Зигфрид празднует своё совершеннолетие. Гости поднимают кубки в честь Зигфрида, танцуют, веселятся. Шут развлекает присутствующих. Многим девушкам нравится принц, но юноша не обращает внимания ни на одну из них.
Мать Зигфрида, владетельная принцесса, недовольна его беспечностью. Материнское сердце тревожит будущее сына. В вечернем небе проплывает стая лебедей. Грустное настроение влечет принца к озеру.

Картина вторая

Таинственные лунные тени скользят по прибрежным зарослям. Зигфрид вдруг видит, как белоснежная стая лебедей превращается в красавиц-девушек.
Они заколдованы злым гением Ротбартом, и только большая, преданная любовь может спасти их от чар. Зигфрид не может отвести глаз от прекрасной королевы лебедей Одетты.
Ротбарт всеми силами стремится преградить Зигфриду путь к лебедям, но усилия его тщетны. Принц клянётся Одетте в вечной любви и верности.

Второе действие

Картина третья

Бал в замке. Зигфрид должен выбрать себе невесту. Но в сердце юноши лишь образ величавой королевы лебедей. Коварный Ротбарт появляется на балу с Одиллией, как две капли воды похожей на Одетту. В танце она обольщает принца. Зигфрид поражен сходством с той, которой он поклялся в верности. Но что-то резкое и злое в манерах незнакомки настораживает принца.
С помощью Ротбарта Одиллия рассеивает сомнения Зигфрида. Он увлечён, взволнован и готов просить её руки. Перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте. Невольная ошибка Зигфрида вновь возвращает Ротбарту власть над лебедями.

Третье действие

Картина четвертая

На берегу озера грустят девушки-лебеди. Одетта глубоко переживает измену принца. Напрасно Зигфрид пытается убедить её в искренности своих чувств.
Ротбарт торжествует: теперь девушкам нет спасения от колдовства. Преодолев отчаяние, Зигфрид и Одетта вступают в неравную борьбу со злым гением за свою любовь и побеждают.
Злые чары пали. Любовь и добро торжествуют!

Лица
  • Одетта-Одиллия
  • Принц Зигфрид
  • Ротбарт, злой гений
  • Владетельная принцесса
  • Наставник принца
  • Шут
  • Па-де-труа
  • Три больших лебедя
  • Четыре маленьких лебедя
  • Невесты
  • Неаполитанский танец
  • Мазурка
  • Испанский танец
СМИ
Постановщики:
  • Либретто: В. Бегичева, В. Гельцера
  • Хореография: М. Петипа, Л. Иванова, народного артиста СССР К. Сергеева
  • Дирижёр-постановщик – Т. Шипулина
  • Перенос хореографии К. Сергеева – балетмейстер Д. Корнеев (Санкт-Петербург)
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ В. Кочиашвили