Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Пер Гюнт
Продолжительность:

1 час 50 мин.

Возраст зрителей:

16+

Музыка:

Эдвард Григ

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

балет в 2-х действиях

балет в 2-х действиях на музыку Эдварда Грига

Либретто Олега Игнатьева и Александра Литягина по пьесе Генриха Ибсена «Пер Гюнт»

В ХХ веке многие балетмейстеры обращаются к знаменитой драме Г. Ибсена, которая служит для них источником творческого вдохновения для воплощения образа Пер Гюнта на балетной сцене. Средствами хореографии постановщики раскрывают не только сюжетную и поэтическую линии бессмертного произведения знаменитого драматурга, но и его философскую основу, как бы персонифицировав сложный и противоречивый внутренний мир Пера – бунтаря, фантазера, искателя приключений, прослывшего вруном и обманщиком. Каждый автор по-своему стремился ответить на главный вопрос данного произведения – в чём смысл человеческого существования и способен ли человек быть творцом собственной судьбы или же она предопределена свыше.

На сцене Воронежского театра оперы и балета впервые постановку балета «Пер Гюнт» осуществил в 1965 году балетмейстер Константин Муллер. На протяжении нескольких театральных сезонов спектакль с успехом шел в театре, вызывая интерес у жителей и гостей города. Это была постановка, которая стала танцевальным воплощением театральной версии пьесы Г. Ибсена.

В 1998 году балетмейстер Олег Игнатьев и художник Валерий Кочиашвили вновь обращаются к пьесе Г. Ибсена. В творческом тандеме они создают свою интерпретацию данного произведения, продумывая в мельчайших подробностях художественное оформление и содержание спектакля, которые, фактически, опережали своё время. На фасаде театра несколько лет висела информационная афиша, которая анонсировала выпуск спектакля. Однако в связи со сложной экономической обстановкой, работу над постановкой пришлось приостановить.

В 2024 году театр решает осуществить задуманное. Отталкиваясь от эскизов Валерия Кочиашвили и наработок Олега Игнатьева, балетмейстер Александр Литягин представил собственное прочтение «Пер Гюнта». В своей хореографии постановщики передали всю сложность человеческого духа в поисках собственного предназначения и счастья, позволяя каждому зрителю самостоятельно дать ответ на вопрос, кем же на самом деле был Пер Гюнт – гением или обманщиком, жертвой обстоятельств или человеком, который прожил всю жизнь, не испытав главного чувства – чувства искренней любви.

Содержание

Пролог
Солнце озаряет лучами небольшую норвежскую деревушку, расположенную в окружении живописных гор, сурового моря и каменистых скал. Жители деревни приветствуют рождение ребёнка, которому мать дала имя Пер. Спустя годы он становится высоким, красивым юношей, но легкомысленным, дерзким и непослушным.
Мать знакомит Пера с Сольвейг и грезит об их семейном счастье. Казалось бы, ничто не способно разрушить то светлое чувство, что возникло между молодыми людьми. Но мало кто способен устоять перед властью Рока…

Действие первое
В деревне праздник: жители отмечают помолвку красавицы Ингрид и её жениха. Все чествуют возлюбленных. Пер начинает оказывать знаки внимания Ингрид, девушка отвечает ему взаимностью. Почувствовав неладное, жених Ингрид начинает активно ухаживать за Сольвейг. Она пресекает его действия, потому что для нее существует только один мужчина – это Пер.
Мать пытается остановить Пера и разрешить конфликт, но её попытки оказываются тщетны. Завязывается драка. Сольвейг, Ингрид и Мать пытаются разнять враждующих, но у них ничего не получается. В слепой ярости Пер убивает своего противника. На отчаянные крики Ингрид сбегаются селяне. Безмерны страдания молодой невесты, она во всём винит Пера. Он – убийца её жениха. Пер ищет защиты у жителей деревни, но толпа отрекается от него и изгоняет из деревни, обрекая на вечную ссылку вдали от родной земли.
Мать пытается вымолить прощение для сына, но селяне остаются непреклонны. Сольвейг не может пережить разлуку с любимым и просит взять её с собой. Молодые люди уходят вместе в горы, но там Пер оставляет Сольвейг, обрекая её на вечное одиночество, и отправляется в путь, чтобы познать жизнь и её таинства.
Для матери изгнание единственного сына оказываются непосильным испытанием, которое она не может пережить. Её слабое сердце не выдерживает мысли о вечной разлуке с любимым Пером, и она умирает.
Пер тайно пробирается в деревню, чтобы похоронить мать, которую нежно любил. Брошенный, изгнанный и всеми презираемый, Пер бредёт в никуда. Он оказывается слишком лёгкой добычей для злых сил, которым он не в силах противиться. Пер отправляется в пещеру Горного короля для постижения наслаждения и любовных утех.
Невероятная картина предстаёт перед глазами изумлённого Пера. Сначала перед ним появляются гномы – уродливые маленькие твари с огромными головами и несоразмерными руками и ногами. Они радостно приветствуют его в своём подземном царстве. Неожиданно в пещере появляются Король и Королева троллей, которые приглашают Пера на небывалый пир. Вдруг из разных щелей и трещин появляются разные безобразные существа, которые пускаются в безумный пляс, сотрясая им всю пещеру. Они устраивают настоящий шабаш, в котором принимают участие все жители подземного мира, к ним присоединяется и Пер.
Король троллей предлагает Перу в жены свою дочь, но цена этого брака высока – он должен вырвать Перу один глаз, чтобы сделать из него настоящего подземного жителя, подобного им.
Пер в ужасе бежит из пещеры, за ним устремляется погоня. Его преследуют гномы, тролли и кобольды. Чудом Пер спасается от верной гибели.


Действие второе
Очнувшись от кошмарного сна, Пер видит пустынный край. Он не понимает, как очутился здесь. Мучаясь от жажды, его начинают преследовать видения: перед его глазами возникают образы родной Норвегии и преданно любящей его Сольвейг, которая ждёт его и будет ждать вечно.
Зыбучие, раскалённые огненным солнцем пески, змеи и огромные скорпионы окружают юношу. Они обступают Пера, все его попытки спастись оказываются тщетны. На помощь ему приходит племя бедуинов, которые спасают молодого человека. Вождь знакомит Пера со своей дочерью, красавицей Анитрой. Бедуины устраивают праздник в честь дорогого гостя. Анитра соблазняет Пера танцами, пуская в ход всё своё обаяние. Пер засыпает. Проснувшись, он понимает, что бедуины бросили его и украли всё, что у него было.
Вдруг вновь появляются песчаные люди, преследующие его. Спасаясь от них бегством, он бросается в пучину волн океана.
Постепенно силы покидают юношу. Начинается шторм. Волны, словно играя с Пером, бросают его из стороны в сторону. Юношу спасает водяной смерч, возникший из самых глубин океана, который подхватил Пера и выбросил его на необитаемый остров.
Измученный, обессиленный Пер оказывается один на неизвестной ему земле. Он вспоминает мать и родной дом. Перед его взором возникает образ нежной Сольвейг, которая любит и помнит его, просит вернуться к ней.
Неожиданно появляются красивые женщины-птицы. Это сирены, населяющие этот остров. Каждая из них подходит к Перу и пытается пленить его своими чарами. Пер очарован жрицей любви и подчиняется её воле и желанию. Время останавливается для него. Долго бы прожил Пер на острове, но появляется Рок, который намерен протащить Пера через круги ада и привести на свой чудовищный бал, чтобы завладеть его душой.
Вся нечисть собирается на балу у Сатаны. Здесь же Король и Королева троллей, вождь бедуинов и Анитра, ожившие чудовища. Это армия зла, частью которой должен стать Пер. Существа преследуют его, всячески издеваясь и стремясь парализовать его волю. Неожиданно перед измученным Пером возникает Сольвейг. Её любовь и верность дают ему силу вырваться и спастись.
Пер возвращается на родину седым и дряхлым стариком. Любящая и находящаяся в вечном ожидании Сольвейг слепа, она выплакала свои глаза. Отныне ничто не в состоянии разлучить их.

Лица
  • Пер Гюнт
  • Сольвейг
  • Мать Осе
  • Ингрид
  • Друг
  • Рок-женщина
  • Рок-мужчина
  • Король пещеры
  • Дочь короля пещеры
  • Анитра
  • Вождь бедуинов
  • Сирена
Постановщики:

Дирижёр-постановщик –
народный артист РФ
Феликс Коробов

Балетмейстер-постановщик –
заслуженный артист ВО
Александр Литягин
народный артист Бурятской АССР
Олег Игнатьев

Художник-постановщик
заслуженный деятель искусств РФ
Валерий Кочиашвили


Художник по свету
Наталия Гара

Видео
Олег Хмелевский


Ассистент дирижёра
Вероника Кунцевич

 

Педагоги-репетиторы:
заслуженная артистка Чувашии Галина Никифорова,
заслуженная артистка России Людмила Масленникова,
Елена Батищева,
Луиза Литягина

Концертмейстеры:
лауреат межд.конк. Ирина Большунова, Юлия Пашняк

Спектакль ведет помощник режиссёра Татьяна Сидорова

Премьера состоялась 19 декабря 2024 года