Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Пиковая дама
Продолжительность:

3 ч. 25 мин.

Возраст зрителей:

16+

Музыка:

Пётр Ильич Чайковский

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

опера в 3-х действиях

История создания

Осенью 1889 года, во время своего пребывания в Петербурге, П.Чайковский получил предложение от директора императорских театров И.Всеволжского написать оперу на сюжет повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Глубинный драматизм этого произведения заинтересовал композитора, вызвав желание написать оперу.

Либретто «Пиковой дамы» в большой степени отличается от первоисточника. Перенесено время действия произведения: из эпохи Александра I – в екатерининскую эпоху. П.Чайковский во многом переосмыслил сюжет пушкинской повести: Герман из холодного, расчётливого эгоиста превращён в человека с огненным воображением и сильными страстями. Он полюбил не бедную воспитанницу богатой графини, а её внучку. Облагорожено и страстное желание разбогатеть: деньги Герману необходимы, чтобы обрести счастье с возлюбленной.

Трансформирован и образ старой графини. В опере она становится олицетворением смерти, на которую в мире беспощадной власти денег обречены все, кто стремится к бескорыстному счастью. Поэтому так логичен финал – в отличие от «Пиковой дамы» А.Пушкина, в опере П.Чайковского оба героя погибают.

Работу над созданием оперного полотна П.Чайковский начал во Флоренции 19 февраля 1890 года, а уже 3 марта, через 44 дня партитура была закончена. Премьера «Пиковой дамы» состоялась в Петербурге на сцене Мариинского театра 7 декабря 1890 года и имела огромный успех у публики.

О спектакле

На воронежской сцене «Пиковая дама» была поставлена в 1993 году.

Содержание

Действие первое

Картина 1

На залитой солнцем набережной много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своём приятеле Германе: все ночи напролёт, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлён и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблён в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой графини приближается Лиза, в которой Герман узнаёт свою избранницу. В отчаянии он убеждается, что Лиза – невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора, дурные предчувствия охватывают графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает о графине замечательную историю. В дни молодости она однажды проиграла в Париже всё своё состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трёх карт и, поставив на них, вернула проигрыш.
Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом, они предлагают узнать у старухи тайну трёх карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть.

Картина 2

Комнаты Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признаётся Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание. Появляется старая графиня. Герман вспоминает о тайне трёх карт. После ухода графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нём. Лиза охвачена ответным чувством.

Действие второе

Картина 3

Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет её в своей любви и преданности. В числе гостей Герман. Чекалинский и Сурин в масках. Они продолжают подшучивать над Германом. Их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действует на его расстроенное воображение. Начинается представление – пастораль «Искренность пастушки».
После представления Герман неожиданно сталкивается со старой графиней, снова мысль о богатстве, которое сулят три магические карты, овладевает Германом.
Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.

Картина 4

Спальня графини. Входит Герман: он с волнением всматривается в портрет графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется.
В сопровождении приживалок возвращается графиня. Недовольная балом, она предаётся воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трёх карт. Но старая графиня молчит. Взбешённый Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упрёков прибежавшей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: графиня мертва, а тайны он не узнал.

Действие третье

Картина 5

Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман читает письмо Лизы. Она просит его прийти в полночь на свидание. Герман снова переживает случившееся. В его воображении встают картины смерти и похорон старухи. Воет ветер, а ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает панический ужас. Он хочет бежать, но перед ним появляется призрак графини. Таинственно звучат её слова: «Я пришла к тебе против своей воли. Мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней и три карты выиграют сразу. Тройка! Семёрка! Туз!»

Картина 6

Набережная Петербурга. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что её любимый не виновен в смерти графини.
Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман. Он охвачен маниакальной идеей выигрыша. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что он – убийца старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: «Прочь!» -убегает в игорный дом.
В отчаянии Лиза бросается в воду.

Картина 7

Игорный дом. Идёт азартная карточная игра. Герман одну за другой ставит две карты, названные графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоённый победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но вместо туза в его руках оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой графини. В припадке безумия он кончает с собой.
В последнюю минуту жизни в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С её именем на устах он умирает.

Лица
  • Герман
  • Елецкий
  • Томский
  • Чекалинский
  • Сурин
  • Чаплицкий
  • Нарумов
  • Распорядитель
  • Графиня
  • Лиза
  • Полина
  • Маша
  • Гувернантка
  • Прилепа
СМИ
Постановщики:

Либретто Модеста Чайковского по одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили
  • Балетмейстер-постановщик – Юрий Мартынович
  • Хормейстер-постановщик – Михаил Морозов