Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Родина электричества
Продолжительность:

1 ч. 15 мин.

Возраст зрителей:

16+

Музыка:

Глеб Седельников

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

опера в одном действии, четырёх картинах со вступлением, прологом, эпилогом и заключением

О спектакле:

Мировая премьера состоялась 2 июня 2017 года в Воронежском государственном театре оперы и балета.

«Родина электричества» – первая и до настоящего времени единственная опера, написанная по произведениям писателя Андрея Платонова. Символично, что её мировая премьера состоялась в Воронеже – городе, где родился и долгое время жил Андрей Платонов, на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета.

Композитор Глеб Седельников (1944-2012) написал не только музыку, но и либретто для этого произведения. В основу сюжета легли рассказы «О потухшей лампе Ильича», «Родина электричества», «Афродита», «Сампо», а также другие повести, рассказы и сказки писателя. В оперу включены фрагменты из брошюры Платонова «Электрификация». В прологе использованы подлинные тексты некоторых молитв, обязательно входящих в крестный ход о дожде.

Дирижёром-постановщиком спектакля выступил главный дирижёр театра, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин. Он ещё при жизни композитора Седельникова получил партитуру «Родины электричества» из рук автора, и с того времени у него возникло желание показать оперу на воронежской сцене. Постановку спектакля осуществил известный драматический режиссёр Михаил Бычков – художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра. Декорации к «Родине электричества» создал постоянный соавтор Бычкова – заслуженный художник России Николай Симонов (Москва).

Впервые «Родина электричества» была исполнена на открытии VII международного Платоновского фестиваля искусств. В 2017 году Платоновфест открылся полотном, повествующим о событиях, происходящих в маленькой деревне Рогачёвке под Воронежем, и связанных с биографией писателя, чьё имя фестиваль носит. Платонов сам участвовал в строительстве электростанции в Рогачёвке, и отразил свои наблюдения в рассказе «О потухшей лампе Ильича». Его ранняя проза, пронизанная революционным духом ожиданий перемен в жизни народа, была переосмыслена композитором. С высоты минувших лет в XXI веке авторы спектакля добавили своё понимание этой истории, открыли дополнительные смысловые грани. В итоге получился рассказ о России, о непростой жизни простых людей, об их устремлениях к новому миру, обретениях и потерях. И не смотря на то, что в финале электростанция, принёсшая свет новой жизни в темную Рогачёвку, сгорает на пожаре, устроенном классовыми врагами кулаками-вредителями, надежда и вера в собственные силы, в добро, «вечно побеждающее», остаются с главными героями оперы.

Музыкальный язык оперы необычен, полон диссонансов и даёт толчок к развитию действия, в котором органично сплетаются лирика, философия и некий гротеск. Особо впечатляет художественное оформление постановки, выполненное в духе русского авангарда XX века. Помимо Николая Симонова над визуальным рядом спектакля работали ещё два московских художника: Юлия Ветрова – художник по костюмам и Иван Виноградов – художник по свету. Эффектное мультимедийное оформление спектакля выполнил Алексей Бычков.

«Родина электричества» – спектакль, который невозможно сравнить с какой-либо репертуарной постановкой Воронежского театра оперы и балета. Это отдельное, целостное, энергетически наполненное и ни на что не похожее произведение. Театр успешно освоил новый для себя современный музыкальный материал и подготовил проект, который к тому же приурочен к 100-летию Революции 1917 года в России. По словам режиссёра спектакля Михаила Бычкова в постановке отражены рождение надежд, стремление к счастью, человеческий порыв, который, может быть, сопровождал начало нового исторического периода, последовавшего за Октябрём, а затем – крушение этих надежд.

В 2018 году спектакль участвовал в фестивале спектаклей-номинантов на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска». Опера была заявлена на Премию по 6-ти номинациям: «Опера/спектакль», «Работа дирижёра», «Работа режиссёра», «Работа художника», «Работа художника по костюмам», «Женская роль».

Содержание

Вступление и пролог
1921 год. Жаркое сухое лето. «Всё сохнет, лопается прочь: и почва, и трава…»
Крестный ход в деревне Рогачёвке Воронежской губернии. 1921 год.

Картина первая
Сход в Рогачёвке. 1924 год.
Фрол просит крестьян отдать артели в аренду помещичий сад и обещает построить электрическую станцию «на сто дворов», при станции оборудовать мельницу, чтобы не зависеть от кулаков.
Председатель сельсовета поддерживает Фрола.
Все голосуют за предложение «сдать сад в аренду на пять лет».

Картина вторая
Сад.
Осень. Вечер. В саду у костра артельщики изучают брошюру об электрификации, едят печёные яблоки. К ним приходит Евдокия и просит принять её в артель.
Все увлечены чтением и не замечают, как секретарь сельсовета и милиционер крадут яблоки. Уличённые в воровстве, они оправдываются, что крали не для себя, а для детдома.

Картина третья
Постройка электростанции.
Артельщики с опаской приступают к непривычной работе.
Постепенно к строительству подключаются все присутствующие. Мужики мечтают о том, что построят станцию, а при станции оборудуют мельницу.

Картина четвёртая
Торжественное собрание, посвящённое открытию Рогачёвской электростанции. 1925 год.
После вступительной речи председателя уездного исполнительного комитета загорается свет.
Все поражены!
«Впервые от сотворения мира освещена наша темная Рогачёвка! Наша душа светлеет и растёт! Вот она где, Советская власть плюс электрификация! Ура! Горит! Да как! Во всю! Как солнце!». Слова сельской учительницы: «Пусть отныне сияют окна сельских избушек, охраняя от тьмы революцию!» все дружно поддерживают.

Эпилог и заключение
Пожар на Рогачёвской электростанции. 1926 год.
Набат. Электростанция сгорела. На пепелище сбегаются жители Рогачёвки и артельщики.
Фрол совершенно раздавлен случившимся. Евдокия хочет подойти к нему и не решается.
Старуха утешает Фрола: «Это станция сгорела, сынок! А добро – оно осталось всё тут. Не горючее оно! Вечное!»
Евдокия призывает всех снова собрать средства и построить станцию: «Доброе дело построится лучше, разумнее прежнего, и навсегда электричество станет светить и работать на пользу и счастье!…»

Лица
  • Фрол, бывший красноармеец
  • Семён, брат Фрола
  • Прокофий Кузнецов
  • Евдокия
  • Фома
  • Старуха
  • Председатель сельсовета
  • Секретарь сельсовета
  • Милиционер
  • Председатель уездного исполнительского комитета
  • Сельская учительница
  • Поп
Постановщики:

Либретто Глеба Седельникова по произведениям Андрея Платонова

  • Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – Михаил Бычков
  • Художник-постановщик – заслуженный художник России Николай Симонов (Москва)
  • Художник по костюмам – Юлия Ветрова (Москва)
  • Хормейстеры: Ольга Щербань, Эмиль Гаджиев
  • Художник по видео – Алексей Бычков
  • Художник по свету – Иван Виноградов (Москва)
  • Ассистент режиссёра – Сергей Суворов