2 ч. 30 мин.
6+
Михаил Глинка - Вячеслав Агафонников
2 ч. 30 мин.
6+
Михаил Глинка - Вячеслав Агафонников
балет в 2-х действиях
Постановка 2016 г. Премьера в Воронежском театре состоялась 25 декабря.
Выпуск спектакля осуществлён при поддержке правительства Воронежской области.
Постановка балета «Руслан и Людмила» – это обращение к истокам – поэзии Александра Сергеевича Пушкина – первого поэта России и к музыке Михаила Ивановича Глинки – первого композитора России.
Многие критики отмечали несоответствие по-юношески лёгкой поэмы молодого Пушкина, написанной в «пору сердечных вдохновений», и монументальными, философскими образами музыки Глинки. Работая над спектаклем, постигая глубину пушкинской поэмы, я этого противоречия не обнаружил. «Руслан и Людмила» – не просто очаровательная волшебная сказка, но исповедь о вечных человеческих чувствах: преданной, верной любви, побеждающей предательство и коварство, о вероломстве, обречённом на гибель. Каждая пушкинская строка наполнена любовью к героям, чьи чувства и мысли не фантастичны, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, молодой Ратмир, влюблённый в наслаждения жизни, Горислава, сумевшая сохранить любовь к отвергнувшему её юноше. Цена предательства, расплата за злобу и лицемерие – опять и опять мы возвращаемся к простым истинам, которые и оказываются вечными…
Поэма «Руслан и Людмила» насквозь пронизана театральными впечатлениями поэта: прогулка Людмилы в садах Черномора, полёты и превращения – приметы балета пушкинской эпохи. Рисунки поэта на полях рукописи связаны с театром и театральным окружением Пушкина – на одном листе автор лёгкой рукой набросал контур ножки в балетной туфельке и танцующую женскую фигурку. Михаил Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после гибели Пушкина – осенью 1837 года. Взяв сюжет пушкинской поэмы, композитор тем самым как бы посвящал своё произведение памяти великого поэта. Удивительно схожи судьбы поэмы и оперы. Как известно, критика встретила поэму Пушкина, как и оперу Глинки, далеко не сочувственно, хотя в публике эти произведения пользовались большим успехом… Меня всегда привлекали и завораживали мелодии Глинки. Воплотить на балетной сцене пушкинские образы – моя давняя мечта. Любовь к творениям этих художников оформилась в твердое решение поставить именно этот балет.
Андрей Петров,
народный артист России,
художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет»
1 картина
В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Людмила должна выбрать себе суженого. Появляются женихи: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский хан Ратмир, которого преследует влюблённая Горислава, умоляя отказаться от Людмилы.
Вот и Руслан. Взаимная любовь давно тайно связывает Людмилу и русского витязя. Выбор княжны сделан. Дружина и князь славят молодую чету.
Начинается свадебный обряд. Гром… Молния… Возникает зловещая фигура Черномора. Людмила замирает. Колдун похищает её. Руслан в отчаянии. Светозар обещает отдать Людмилу в жёны тому, кто возвратит ему дочь. Соперники покидают Киев.
2 картина
Сказочный лес. Колдунья Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает её, и Наина клянется ему отомстить.
Финн встречает Руслана и в дыме волшебного костра показывает ему Людмилу. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора… Наина подстерегает Фарлафа и обещает Людмилу ему. Наина даёт Фарлафу то, о чём он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сражённый вином и сытным угощением, он засыпает, забыв о Людмиле.
3 картина
Руслан выходит на поле: видны следы кровавой сечи. Сомнения гложут Руслана. «Найду ль Людмилу или паду, как эти безвестные воины?» Перед Русланом – холм, он оживает – это Голова, которая рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы не равны, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте Головы – волшебный меч.
4 картина
Наина колдует, завлекая витязей. Её свита – рой безобразных старух, которые превращаются в прекрасных дев. Лес превращается в чудесный восточный дворец. Наина ждёт свою жертву, готовит для неё отравленный напиток…
Горислава неотступно следует за Ратмиром, но гордый хазарский хан жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему милей и ближе. Ратмир оставляет плачущую подругу и входит во дворец Наины.
Волшебные девы, вино и угощения – вот он уже лишился и щита, и меча, и шлема. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всём на свете.
Во дворце появляются Горислава, Финн и Руслан. Они освобождают Ратмира.
1 картина
Людмила просыпается в замке Черномора. Он, желая добиться любви Людмилы, принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман – перед нею злой карлик. Она запутывает волшебную бороду злодея.
Торжественно выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду.
Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве… Раздаётся звук рога – это Руслан вызывает на бой Черномора. Короткий жестокий бой. Карлик уносит Руслана под облака…
2 картина
Руслан победил, но Людмила не может узнать возлюбленного – она спит колдовским сном.
Ратмир и Горислава приходят на помощь Руслану.
3 картина
Наина торопит трясущегося Фарлафа – его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.
4 картина
Ночь в степи. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомлённый, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Он вонзает меч в грудь Руслана и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн с мертвой и живой водой. Раны Руслана заживают.
Герои устремляются в Киев. Наина повержена, её планы разрушены.
5 картина
Фарлаф, похитив Людмилу, привозит её в Киев. Но никто не в силах пробудить её от волшебного сна. Князь оплакивает дочь.
Неожиданно вбегает Руслан. Его любовь пробуждает Людмилу. Трусливый Фарлаф молит о пощаде.
Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну…
В Воронежском театре опера и балета премьера балета «Руслан и Людмила»
«Руслан и Людмила» на воронежской сцене
Хореограф Андрей Петров в Воронеже: «Хорошая литература дает большой простор для фантазии»
Воронежский оперный театр представил премьеру балета «Руслан и Людмила»
В столице Черноземья прошла премьера балета «Руслан и Людмила»
Либретто Андрея Петрова по мотивам поэмы Александра Пушкина и оперы Михаила Глинки