Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Щелкунчик
Продолжительность:

2 ч.

Возраст зрителей:

6+

Музыка:

Пётр Ильич Чайковский

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

балет в 2-х действиях

История создания:

В 1890 году П. Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на создание одноактной оперы и двухактного балета в один вечер. В качестве основы сюжета оперы он избрал сюжет драмы датского писателя Х. Херца «Дочь короля Рене», а для балета – известную сказку Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья» во французском пересказе А. Дюма-отца под названием «История Щелкунчика». К моменту начала работы над созданием музыки, либретто уже было готово: балетмейстер Мариус Петипа передал композитору подробный план с хореографической экспозицией.

Работа над созданием балета вынужденно прервалась весной 1891 года, когда П. Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги-холла. По возвращении из поездки работа пошла активнее. В течение января и февраля 1892 года композитор закончил и оркестровал музыку к балету.

По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего М. Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Л.Иванов. Он привнёс в спектакль свои хореографические и режиссёрские находки. Источником вдохновения для него служила музыка П. Чайковского.

Премьера балета «Щелкунчик» состоялась в 1892 году в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. В 1919 году в Москве постановку балета осуществил Александр Горский, а в 1934 году – известный советский балетмейстер, заслуженный артист РСФСР Василий Вайнонен. О сценическом варианте своего спектакля Вайнонен писал: «Ведущими принципами моей работы являлись: реалистическая трактовка первой части, использование танцевальной пантомимы и современной техники классического танца во второй и третьей части его, в целом же желание – с возможно большей полнотой вскрыть перед зрителем наиболее содержательные и художественно ценные стороны такой музыкальной жемчужины в сокровищнице классического наследия прошлого, какой является партитура «Щелкунчика».

Балет «Щелкунчик» П. Чайковского в отличие от сказки-первоисточника раскрывает глубинные смыслы. Композитор совместно с хореографами создал симфоническую поэму о девочке с чистой душой, которая стоит на пороге взрослой жизни, стремясь одержать победу над злом на пути к своему будущему счастью. В её фантазиях смешная и некрасивая кукла Щелкунчик превращается в прекрасного принца, победившего страшное мышиное войско. Музыка ярко и образно раскрывает мир детей, их фантазии, весёлые забавы, сказочные сны – то тревожные, то радостные.

О спектакле:

Постановка 2000 года.

Гениальная музыка П. Чайковского и сегодня вдохновляет балетмейстеров на создание своих сценических редакций балета. На воронежской сцене балет «Щелкунчик» представлен в хореографии В. Вайнонена. Его постановку осуществила легенда воронежской балетной школы, народная артистка России Набиля Валитова.

«Щелкунчик» можно назвать одним из самых популярных спектаклей репертуара Воронежского театра оперы и балета. Каждый показ балета неизменно собирает полные залы в России и за рубежом. Постановка была представлена воронежской балетной труппой на гастролях в США, Германии, Бельгии, Голландии, Мексике, Франции и др.странах.

 

Балет «Щелкунчик»: сказка в танце на все времена
Текст Юлии Горшковой

Сюжет «Щелкунчика» воплощён в разных формах искусства. Произведение Эрнста Теодора Гофмана вдохновило Петра Чайковского на создание музыки, которая относится к мировому культурному наследию. Либретто было написано выдающимся хореографом Мариусом Петипа.

Балетмейстер Лев Иванов в 1982 году поставил «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра. Существует несколько сценических версий балета. Одна из них, Василия Вайнонена, была представлена в 1934 году. Его хореографию можно видеть в воронежской постановке, осуществлённой народной артисткой РФ Набилёй Валитовой.

Спектакль появился в 2000 году и с тех пор вместе с «Лебединым озером» является визитной карточкой балетной труппы театра. Волшебный сон, где добро побеждает зло, а дальнейшая жизнь сулит только счастье, неизменно зачаровывает и детей, и взрослых. Либретто Мариуса Петипа существенно отличается от сказки Гофмана.

Большая часть событий – всего лишь сон Маши, наполненный фантастическими образами. Её воображение оживляет Щелкунчика, других кукол, врагов-мышей вместе с их королём. Победителей ждёт изумительная страна, где жалко закрыть глаза хоть на секунду.

В балете Чайковского с хореографией Василия Вайнонена есть место не только романтизму Гофмана, но и вполне реалистичным деталям. В первом действии органично выглядит праздник у Штальбаумов. Нарядные дамы, достойные кавалеры, проказничающие дети…

Балет представляет собой двухчастное произведение. Речь идёт не столько о делении на первое и второе действие, сколько о реалистической и романтической частях. Первая – реалистическая – наполнена в равной степени хореографией и актёрской игрой. Больше танца ждёт зрителей во второй части.

Действие разворачивается на фоне масштабных декораций, которые переносят зрителей из дома Штальбаумов в сказочный мир Щелкунчика. Захватывает дух, когда Маша и Щелкунчик плывут-парят в изящной лодке. И уж точно, сложно не поверить в волшебство, когда ёлка вдруг начинает расти. Если в сказке Гофмана герои попали в мир Щелкунчика через рукав шубы, то здесь этой «дверью» оказывается ёлка.

Сценография не просто служит фоном, а обогащает спектакль. Художник-постановщик балета – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили. Костюмы героев также заслуживают внимания. И здесь не упущено ни одной детали. Например, у мышей светящиеся глаза, что особенно выигрышно смотрится в темноте. А какие когти у мышиного короля! Добиться зрелищности помогает свет, с помощью которого создаётся соответствующая тому или иному моменту атмосфера.

В «Щелкунчике» Воронежского театра оперы и балета учтено множество нюансов, и не только в хореографии. Именно поэтому спектакль выглядит таким цельным и дарит ощущение праздника.

Содержание

Пролог

Зимний вечер. Небольшой немецкий городок. В доме Штальбаума праздник. Гости приглашены на ёлку. Опаздывает Дроссельмейер, крёстный отец Маши.

Действие первое

Дом Штальбаума. Всё готово к началу праздничного торжества. Можно приглашать детей. Роскошно убранная ёлка вызывает у них восторг. Дети радуются подаркам.

Появляется Дроссельмейер. Он предстаёт в образе волшебника, способного оживить игрушки. Дети завороженно наблюдают за его представлением. Умелый мастер приносит в подарок механические куклы – Арлекина, Куколку и Арапчонка. Несколько таинственных движений вокруг них и куклы начинают танцевать. Дети счастливы, но взрослые опасаются, что маленькие гости праздника сломают их. Необыкновенные игрушки уносят. Ах, как огорчились дети! Но тут добрый Дроссельмейер показывает ещё один подарок – смешную и некрасивую куклу Щелкунчика, которая умеет раскалывать скорлупу орехов. Нескладная и забавная игрушка очаровывает Машу.

Озорной Фриц вырывает из рук Маши куклу и ломает её. Маша плачет. Дроссельмейер наказывает Фрица и утешает девочку. Он ремонтирует куклу и отдает её Маше.

Бал окончен. Гости расходятся по домам. Детям пора спать.

Лунный свет падает в окно опустевшего зала. Входит Маша: она не может уснуть, так как беспокоится о Щелкунчике. Уставшая, она опускается в кресло и засыпает, прижав к себе любимую игрушку.

Сон Маши

Но что это? Вдруг из всех углов вылезают мыши. Щелкунчик оживает и призывает к бою своих оловянных солдатиков. Начинается сражение, но силы не равны. Оловянное войско редеет на глазах, и вот уже Щелкунчик один на один остается с ужасным мышиным королём. Завязывается бой. Маша со страхом наблюдает за этим сражением. Она понимает, что ещё мгновение, и её любимый Щелкунчик погибнет. Маша преодолевает сковывающее её оцепенение и бросает туфельку в короля мышей, помогая Щелкунчику одержать победу. Мышиного короля больше нет, а его войско исчезло.

Маша спешит на помощь к Щелкунчику, но вместо него видит перед собой прекрасного принца. Маша тоже меняется: она уже не маленькая девочка, а взрослая юная красавица. Сердце Маши переполняется чувством любви к Щелкунчику. Взявшись за руки, они устремляются ввысь, к той счастливой звезде, что манит их к себе. Большими хлопьями падает снег, в волшебном хороводе кружатся снежинки. Влюблённые счастливы.

Действие второе

Куклы празднуют победу. Один танец сменяет другой. Топают каблучки в вихре испанского танца, забавно покачивают головками, исполняя свой танец, китайчата. В весёлом трепаке закружилась в танце следующая пара кукол. И вдруг всё пространство заполнилось цветами и закружились в прекрасном вальсе.

Переполненные счастьем Маша и принц Щелкунчик смотрят необыкновенное представление. Как счастливы те, кто познал очарование любви! Об этом говорит их танец.

Эпилог

Светает. Первый робкий луч солнца потревожил спящую девочку. Маша просыпается и с удивлением смотрит на своего Щелкунчика, навеявшего ей такие прекрасные сказочные сны.

Лица
  • Штальбаум
  • Жена Штальбаума
  • Маша
  • Фриц
  • Дроссельмейер
  • Бабушка
  • Дедушка
  • Щелкунчик
  • Арлекин
  • Куколка
  • Арапчонок
  • Принцесса Маша
  • Принц
  • Король мышей
  • Снежинки
  • Испанский танец
  • Восточный танец
  • Китайский танец
  • Русский танец
  • Па-де-труа
  • Розовый вальс
СМИ
Постановщики:
  • Либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименной сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана
  • Хореография Василия Вайнонена
  • Постановка народной артистки РФ Набили Валитовой
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили