3 ч.
16+
Николай Римский-Корсаков
3 ч.
16+
Николай Римский-Корсаков
опера в 3-х действиях (весенняя сказка)
В начале семидесятых годов XIX столетия композитор Н.А.Римский-Корсаков познакомился со сказкой А.Н.Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879–1880 годов, – вспоминал композитор, – я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».
Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 10 февраля следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А.Н.Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
«Снегурочка» – самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал её своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», – писал об опере А.П.Бородин.
Постановка 2019 года. Премьера в Воронежском театре оперы и балета состоялась 14 сентября 2019 года.
Создатели постановки опирались на классические традиции русского театра. Здесь и бережное отношение к партитуре Римского-Корсакова, и верность исторической эпохе. Тем не менее, ими была поставлена задача выпустить спектакль, адресованный самой широкой аудитории и способный заинтересовать современного зрителя. Новый взгляд на оперное действо выражен в предпочтении смыслового ряда иллюстративному, в необычном оригинальном оформлении, в использовании современных театральных технологий. Оперные певцы органично существуют в среде спецэффектов как драматические актёры. Хоровые сцены превращены в вокально-хореографические. Зрелищный и эмоциональный спектакль обретает форму не сказки, а философской притчи, показывающей обобщённый образ народа и его отдельные узнаваемые архетипы.
Лунная ночь последних дней зимы в царстве Берендея. Окружённая свитой девушек-птиц, опускается на землю Весна–путешественница. Страна берендеев укрыта вечными снегами, в ней царит лютый Мороз. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце не хочет давать Берендееву царству тепла и света; лето стало унылым и коротким, зима – долгой и суровой. Появляется Мороз, который пытается ещё дольше продлить зимние холода, но Весна останавливает его. Мороз вынужден смириться с мощью стихии Весны и обещает покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать любимую дочку Снегурочку? Ведь Ярило только и ждёт случая зажечь в сердце девушки губительный пожар любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетных Бобыля и Бобылихи. Снегурочка счастлива: давно уже её влекут к людям забавные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа вечно беззаботных и весёлых берендеев. Они бурно провожают Масленицу, весело празднуют приближающуюся весну. Снегурочка, пробираясь сквозь заснеженные холмы, сталкивается с Бобылём. К великой радости Бобыля и Бобылихи она просит взять её в дочки.
Весёлый пастух Лель появляется в сторожке Бобыля, где встречается со Снегурочкой. По просьбе Снегурочки Лель поёт ей песню. Снегурочка очарована молодым пастухом, но заслышав весёлых подружек, Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой и убегает. Девушка обижена. К ней с подругами подходит Купава: она делится своим счастьем и рассказывает о предстоящей свадьбе с молодым купцом Мизгирём. Вот и сам жених появляется, сидя в украшенной повозке. Мизгирь встречает свою невесту, но увидев Снегурочку, пленённый её красотой, на глазах всех берендеев отказывается от Купавы. Обманутая и обезумевшая от горя невеста совершает гневный обряд проклятия. Лель, потрясённый жестокостью происходящего, протягивает руку Купаве и уводит её от публичного позора. Народ, возмущённый изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и всемогущего царя Берендея.
Царский дворец. Слепые гусляры славят великого и всемогущего царя Берендея. Но в душе царя поселилась тревога: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить огненное божество, царь приказывает своему ближнему боярину Бермяте завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов.
Вбегает Купава. Она рассказывает царю о своём несчастье. Негодующий царь велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь смиренно принимает приговор царя, но только просит того взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, царь понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет, что юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит её в жены. Мизгирь клянётся зажечь сердце девушки. Берендеи празднуют канун наступающего лета.
На поляне в заповедном лесу в награду за песни царь Берендей предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Снегурочка огорчена до слёз. Вернувшийся из изгнания Мизгирь обращается со страстным признанием в любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Мизгирь преследует Снегурочку, но путь ему преграждает Леший.
Снегурочка просит у Весны сердечного тепла. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на неё волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви и новая встреча с отверженным и страдающим Мизгирём зажигает её ответной страстью. Снегурочка чувствует скорый восход солнца и торопит возлюбленного бежать от гибельных для неё лучей Ярилы.
На поляне появляется царь Берендей в окружении народа. При первых лучах восходящего солнца он благословляет женихов и невест. Появляются Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако, узнав горячее человеческое чувство, растаяла душа дочери деда Мороза. Снегурочка, предчувствуя близкую гибель, благодарит мать за сладкий дар любви. Она покидает мир берендеев, уходит в распахнутые двери Ярилы-солнца. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражён гибелью Мизгиря. Ярило, забрав Снегурочку, взамен отдаёт людям солнечный свет. Звучит финальный гимн Солнцу.
Программа «Арт-проспект» на канале «TV Губерния»
Информационное агентство «Галерея Чижова». Текст Ольги Ласкиной.
Растворилась в солнце: театр оперы и балета показал воронежцам мистическую «Снегурочку»
Не детская сказка, а мистическая притча. Воронежский оперный дал «Снегурочку»
Притча со спецэффектами. В Воронежском оперном театре показали «Снегурочку»
Либретто Н.А.Римского-Корсакова, основанное по одноименной пьесе А.Н.Островского, в редакции Е.Н.Иванова