Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Спящая красавица
Продолжительность:

2 ч. 40 мин.

Возраст зрителей:

6+

Музыка:

Пётр Чайковский

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

балет в 2-х действиях с прологом

Впервые замечательный русский балет «Спящая красавица» был показан на сцене Мариинского театра в 1890 году. За несколько лет до премьеры Пётр Ильич Чайковский получил от дирекции Императорских театров предложение написать музыку к балету в стиле пышных спектаклей при дворе французского короля Людовика XIV. Переработанный в либретто сюжет известной сказки Шарля Перро «Красавица спящего леса» вдохновил композитора. Его работа протекала в постоянном взаимодействии с великим хореографом Мариусом Петипа, составившим целую эпоху в истории русского балета (он служил в России с 1847 года до самой кончины). Публика восприняла премьеру благожелательно. Уже в следующем сезоне (1890–1891) в «Ежегоднике императорских театров» можно было прочитать, что «Спящая красавица» – балет, «пользовавшийся выдающимся успехом в предыдущем сезоне» и «принадлежит к числу удачнейших балетов-феерий последнего времени».
«Каждый акт балета был как часть симфонии, замкнут по форме и мог существовать отдельно, – пишет известный исследователь балета В. Красовская. – Но каждый выражал и одну из сторон общей идеи, а потому, как часть симфонии, мог быть вполне оценён лишь в связи с другими актами. Сценическое действие «Спящей красавицы» внешне повторяло план сценария. Но рядом с кульминациями сюжета и, по сути, тесня их, возникали новые вершины – музыкально-танцевального действия… Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века…»
До наших дней «Спящая красавица» не сходит с театральных подмостков. Балет считается подлинной энциклопедией классического танца. Партии в «Спящей красавице» за прошедший век исполняли самые известные танцовщики. Для многих из исполнителей постепенное освоение сначала кордебалетных, затем – ансамблевых, а потом и сольных партий стало своеобразной пунктирной линией, которая прочертила всё их творчество. Появление же этого балета в репертуаре театра – всегда показатель высокого мастерства труппы.
По статьям А. Груциновой, А. Дегена, И. Ступникова

«Почему классический балет XIX века, может быть интересен современной публике?» – вот один из самых часто возникающих вопросов.
Действительно, что можно найти нового и неизвестного в балете, которому почти 130 лет?
Может быть, ответ просто в том, что классический балет – это та база, на которой строится хореографический театр более поздних эпох? Без неё теряет смысл всё то, что появляется после. И это касается даже постановок, созданных языком современного танца, ведь их авторы зачастую идут «от противного», строят собственную эстетику на отрицании классического танца. Уберите его – и отрицать станет нечего.
В классическом балете всё есть гармония и уравновешенность, он даёт то спокойствие красоты, которого нам зачастую так не хватает в суетном и несовершенном окружающем мире. Спектакли романтической эпохи подкупают эстетикой линий и чистотой передаваемых эмоций. В их сюжетах царствует справедливость. Наивно? Возможно. Но что это такое, если не глубинное стремление каждой человеческой души?
Классика тем и прекрасна, что ей уже никому ничего не надо доказывать. Классические произведения обладают собственной ценностью вне зависимости от того, интересуются ими в данный момент читатели или слушатели или нет.
Балет «Спящая красавица» был поставлен в 1890 году М. Петипа на музыку П. Чайковского и далее на протяжении не только девятнадцатого, а особенно двадцатого века к нему бесконечно обращались самые разные балетмейстеры, экспериментируя от аутентичной феерии первой постановки до радикальных изменений танцевального текста и либретто. Их привлекает и гениальная выразительность музыки Чайковского, и возможность прикоснуться к хореографии, когда-то представленной Петипа – создателем новой эстетики танца и школы Русского балета. Да, не зря ведь, еще в XIX веке этот спектакль называли энциклопедией танца, того что русский балетный театр накопил к концу века, энциклопедией – классического, характерного, бального танцев, пантомимы и актерской игры, постановочных эффектов нового жанра – балета-феерии. И у нас сегодня есть возможность хотя бы приблизиться к этому времени, благодаря сохранившимся эскизам декораций и костюмов, записям хореографической нотации, партитуре и просто поколениям балетных подвижников разных эпох, которые «из рук в руки и из ног в ноги», передавали по памяти самое ценное – хореографический текст Мариуса Петипа.
Вопрос о ценности классического балета для современного человека, на мой взгляд, решён самим временем. Если спектакль прожил век, полтора или два столетия – он одним этим доказал свою ценность. Напротив, вопрос о том, какие из современных спектаклей смогут похвастаться подобным долгожительством – будет решён позже. Со временем. Века через два.

Юрий Бурлака,
Заслуженный артист России,
главный балетмейстер Самарского академического театра оперы и балета

О спектакле:

Постановка 2019 года. Премьера в Воронежском театре оперы и балета состоялась 1 марта 2019 года.

С появлением на воронежской сцене «Спящей красавицы» в репертуаре театра стали значиться все три балетных шедевра Петра Ильича Чайковского. Премьера открыла афишу театральных событий 2019 года, приуроченных к Году театра в России.
В качестве балетмейстера-постановщика был приглашён известный хореограф, заслуженный артист России Юрия Бурлака. Мастер подчёркивает свою приверженность к воссозданию классических шедевров прошлого, причисляя себя к редкой когорте балетмейстеров-реставраторов.
Воронежская версия «Спящей красавицы», поставленная Бурлакой, опирается на хореографию Мариуса Петипа и Александра Горского, перенёсшего в 1899 году этот спектакль на сцену Большого театра. Есть в постановке и находки других балетмейстеров, привнесённые в начале XX века, и собственные композиции, сочинённые Бурлакой. Также балетмейстер учитывал современные возможности воронежской балетной труппы, которая по численности далека от Императорских театров. Но благодаря таланту авторов и мастерству исполнителей спектакль имеет несомненные художественные достоинства и вызывает к себе большой зрительский интерес.

Содержание

Предисловие

Король Флорестан XIV приглашает в крёстные матери к своей дочери принцессе Авроре могущественных фей. Но так как для одной из них у него не хватает золотого столового прибора, то он, недолго думая, вычёркивает из списка приглашённых самую злую и сварливую фею Карабосс.

Действие первое

Картина I

Пролог
Крестины принцессы Авроры
Дары волшебниц

Каталабют приводит приглашённых во дворец придворных к колыбельке принцессы Авроры. Придворные восхищаются маленькой принцессой и высказывают пожелания, чтобы её жизнь прошла счастливо и безмятежно.
Понемногу начинают появляться могущественные феи, они незаметно выходят из-за красивых арок роскошного зала. Каждая фея старается наделить маленькую принцессу самыми прекрасными качествами, дать ей то, что находится в распоряжении самой феи. Принцессу Аврору наделяют всеми достоинствами – и физическими, и нравственными.
Последней появляется фея Сирени. Она еще ничего не дарит новорожденной и только забавляет её танцами.
Совершенно неожиданно вбегает дворецкий и сообщает, что среди фей появилась злая фея Карабосс.
Испуганный её появлением король говорит фее, что пригласить её забыл не он, а Каталабют.
Разгневанная фея расправляется с Каталабютом и заявляет, что принцесса будет умна, прекрасна, наделена всеми достоинствами, какие только возможны на земле, но… все же конец её будет очень печален… Она уколется и умрёт.
Король и королева умоляют фею Карабосс не губить их маленькую дочь.
Фея Сирени объявляет, что принцесса не умрёт, а только уснёт, и с нею уснёт и весь королевский двор.

Но придёт прекрасный принц, подойдёт к принцессе, поцелует её в лоб, и она оживёт и проснётся, а с нею оживут и проснутся все придворные.

Проходит 15 лет

Картина II
Четыре жениха принцессы Авроры

Прошло время. Король даёт блестящий праздник в честь принцев, прибывших отовсюду ко дню совершеннолетия Авроры.
Совершенно некстати появляются вязальщицы со спицами и вязанием в руках. Их рабочий вид портит празднество, и Каталабют, заметивший их появление у дворца, немедленно отбирает у них вязанье и спицы.

Вскоре появляется и король со своей свитой, окружённый прекрасными принцами.
Король видит у Каталабюта спицы и приходит в ужас, вспомнив предсказание злой феи Карабосс.
Разгневанный король присуждает виновных к смерти, но потом прощает их, не желая омрачать столь прекрасный праздник в честь совершеннолетия своей дочери.
Праздник начинается. Но иностранные принцы ещё не видели главного, они не видели самой принцессы… Они просят короля показать им его дочь.

В сопровождении знатных девиц появляется Аврора. Принцы поражены замечательной красотой королевской дочери и просят её протанцевать что-нибудь с ними.
Аврора соглашается на эту просьбу и охотно танцует. Во время танцев появляется под видом старухи злая фея Карабосс и предлагает Авроре веретено.
Не подозревая ничего и не зная, что перед ней фея Карабосс, которая предсказала ей смерть, Аврора берет веретено и так неосторожно, что остриём его укалывает себе руку.

Король и королева в отчаянии. Они не знают, что им делать, вспоминают предсказание феи Карабосс и ждут гибели своей любимой дочери.
Аврора хочет подняться и продолжать танцы, но не может и замертво падает.
Тогда старушка принимает свой настоящий вид и превращается в фею Карабосс. Придворные, узнав её, бросаются на неё со шпагами, желая отомстить за принцессу, но Карабосс пугает их, окружив себя огнём и дымом, и придворные отступают.

Появляется фея Сирени. Она успокаивает всех, говоря, что Аврора не умерла, а только уснула.
Добрая фея Сирени, которая покровительствует Авроре, машет волшебной палочкой и всё королевство погружается в глубокий непробудный сон.

Проходит 100 лет

Действие второе

Картина III
Охота принца Дезире

С тех пор, как фея Сирени усыпила всё королевство, появились иные люди, которые не знали ничего о происшедшем в замке короля Флорестана. Принц Дезире охотится в этих местах. Начальник охоты созывает участников охоты. Вместе с ними появляется и принц Дезире.
Принц скучен. Он не принимает участия ни в охоте, ни в весёлых танцах и молча бродит один, даже не интересуясь тем, что звуки рога раздаются в лесу и возвещают, что охотники подняли крупного зверя. Он отказался от охоты, несмотря на все просьбы придворных дам, с которыми он вместо себя отправил своего наставника.
Принц осматривается и только сейчас замечает, что находится в очень живописном месте. Под влиянием красот природы и тихого плеска речной воды он понимает, что грусть его – это любовь, что сердце его жаждет чьей-то ласки. Он чувствует себя влюблённым в чудесную девушку, но она где-то далеко-далеко. Однако если бы принц её сейчас встретил, то сразу бы узнал. А все придворные дамы с их лестью и притворством ему совершенно не интересны.
Вдруг он слышит какой-то странный всплеск волн и видит, что к нему плывёт ладья, из которой выходит и направляется на встречу красавица, подобная фее. В руках у неё жезл, украшенный ветками сирени.
Фея спрашивает у принца, о чём он может грустить, ведь его окружает такое знатное общество, множество красивых дам? Принц отвечает, что все эти красавицы не для него, поскольку его сердце от них далеко, он любит чудесную девушку, которую ещё ни разу в жизни не видел и даже не знает, где он может её повстречать. Фея Сирени успокаивает принца обещанием увидеть незнакомку. По взмаху её жезла появляется окружённая нереидами юная красавица. Принц узнаёт девушку, о которой мечтал и устремляется к ней, но фея его останавливает. Девушка как резвое дитя кружится возле принца в танце, а нереиды услаждают их взоры изящными позами. Ещё мгновенье и всё исчезает…
С улыбкой взирая на Дезире, который находится в недоумении от того, что девушка исчезла, фея зовёт его в свою ладью, и они плывут во дворец.
На террасе видны люди, но они словно не живы и производят странное впечатление своими застывшими позами.

Картина IV
Замок Спящей красавицы

В глубине алькова спящая принцесса Аврора. У её ног спят король и королева. Кругом спят придворные. Они заснули в тех позах, какие были у них при появлении феи Сирени. Принц, поражённый красотой Авроры, идёт к ней и целует её в лоб. Вслед за его поцелуем во дворец врывается весёлый луч яркого солнца.
Аврора открывает глаза, и тотчас же просыпается и всё королевство. Bсе с изумлением глядят на принца Дезире, ведь они никогда не видели его в замке. Фея Сирени рассказывает, что перед королём стоит знатный принц Дезире, который разрушил чары злой феи Карабосс и спас всё королевство и принцессу Аврору.
Фея Сирени сообщает, что принц Дезире просит руки принцессы Авроры.

Картина V
Свадьба принца Дезире и принцессы Авроры

Роскошный бал у короля Флорестана по случаю свадьбы его дочери Авроры с принцем Дезире. Король просит фей, собравшихся на бракосочетание своей любимицы – крёстной дочери – занять места у его трона. Каталабют объявляет бал открытым, и начинаются танцы. Танцуют все – и феи, и сами новобрачные. Лица излюбленных сказок наполняют зал торжественным полонезом. За полонезом следуют танцы фей и сказок. Bсе счастливы, все веселятся.
Весёлая мазурка заканчивает бал у короля Флорестана XIV по случаю бракосочетания его дочери Авроры, прозванной «Спящей красавицей», и принца Дезире, который своим поцелуем разрушил чары феи Карабосс.

Апофеоз

Лица
  • Король Флорестан XIV
  • Королева
  • Принцесса Аврора, их дочь
  • Принц Дезире
  • Принц Шери
  • Принц Шарман
  • Принц Фортюне
  • Принц Флёр де Пуа
  • Каталабют
  • Галифрон
  • Фея Сирени
  • Фея Карабосс, злая фея
  • Фея Флер де Фарин
  • Фея Кандид
  • Фея Крошка
  • Фея Канареек
  • Фея Виолант
  • Герцогиня
  • Фарандола
  • Фея бриллиантов
  • Феи драгоценных камней
  • Кот в сапогах
  • Белая кошечка
  • Принцесса Флорина
  • Голубая птица
  • Красная шапочка
  • Волк
Постановщики:

Либретто И. Всеволожский и М. Петипа в редакции А. Горского
Хореография М. Петипа

  • Постановка и новая хореография – заслуженный артист России Юрий Бурлака
  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России, профессор Юрий Анисичкин
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России Валерий Кочиашвили
  • Ассистенты хореографа: заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц, заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин
  • Педагоги-репетиторы: заслуженная артистка России Людмила Масленникова, заслуженная артистка Чувашии Галина Никифорова, заслуженная артистка Воронежской области Екатерина Любых, Елена Батищева, Луиза Литягина