2 ч. 10 мин.
12+
Доменико Чимароза
2 ч. 10 мин.
12+
Доменико Чимароза
комическая опера в 2-х действиях
исполняется на русском языке
В 1792 году Доменико Чимароза, один из самых известных неаполитанских композиторов, возвращается на родину из Петербурга, где проработал два года в должности придворного композитора Екатерины II. Остановившись в Вене, он получает от императора Леопольда заказ написать оперу. Либретто произведения принадлежит перу итальянского либреттиста Джованни Бертати. В качестве сюжета будущей оперы он избрал две пьесы — «Утаенный брак» английских драматургов Джорджа Колмена-старшего и Дэвида Гаррика и «Софи, или Скрытый брак» французской писательницы Мари Жанна Риккобони. Ещё одним источником творческого вдохновения для Бертати стала сатирическая серия картин «Модный брак», в котором английский художник Уильям Хогарт подверг осмеянию нравы высшего общества.
Премьера оперы «Тайный брак» состоялась 7 февраля 1792 года в венском Бургтеатре и имела ошеломительный успех у публики. Императору Леопольду она понравилась настолько, что по окончании спектакля он потребовал немедленно повторить его вновь. «Тайный брак» стал единственной оперой в истории мирового музыкального театра, полностью сыгранной на бис сразу же после премьеры. Спектакль шёл в Вене ежедневно на протяжении трёх недель, и в течение того же года был поставлен в Праге, городах Германии, а в 1793 году — в Неаполе, миланском Ла Скала, Барселоне и Мадриде. В 1822 году опера была впервые представлена в России.
Произведение являет собой образец позднего этапа развития жанра оперы-buffa. Характерный буффонный типаж героев оперы наделяется в то же время некоторыми индивидуальными чертами, что роднит данное сочинение с комическими операми В.Моцарта и Дж.Россини. В «Тайном браке» Д.Чимароза сохраняет характерные для музыкальной драматургии комической оперы внезапные тематические контрасты: буффонная стилистика перемежается с галантно-чувствительными и «аффектными» интонационными сферами, что существенно расширяет палитру музыкальных красок произведения.
«Тайный брак» является единственным оперным сочинением Д.Чимароза, которое до сих пор исполняется на сценах музыкальных театров разных стран мира.
Постановка 2004 года.
Спектакль – лауреат ежегодного театрального конкурса Воронежского отделения СТД РФ в номинации «Лучший спектакль сезона».
Режиссер-постановщик воронежской версии оперы Вадим Милков избрал путь стилизации спектакля в духе комедии dell’arte. Артисты, лица которых скрыты театральными масками, передают определённые характеры своих персонажей за счет выразительных сценических жестов и особого актёрского мастерства.
Италия, 1780 год.
Каролина, дочь богатого купца Джеронимо, и конторщик Паолино, полюбив друг друга, тайно обвенчались. Страшась родительского гнева, они скрывают свой брак. Сегодня, кстати, есть основания рассчитывать на снисходительность отца: к Лизетте, её старшей сестре, сватается знатный граф Робинзон, и тщеславный старик, давно мечтающий породниться с аристократом, простит на радостях молодую чету.
Джеронимо в прекрасном расположении духа: скоро явится высокородный жених. Отец не поскупится на приданое. Лизетта станет графиней, вне зависимости от того, сколько затрат уйдет на это. «Неужто счастье только в титуле супруга?» – простодушно спрашивает Каролина сестру. Этого достаточно для ссоры. Лизетта, оказывается, не сомневалась, что ей завидуют. Бурный конфликт оканчивается, однако, поражением старшей дочери Джеронимо, поскольку тётушка Фидальма на стороне Каролины: любви подвластны сердца бедняков и богачей, простолюдинов и знатных синьоров. Она сама любит неимущего Паолино!
Фидальма предаётся мечтам о замужестве. Докладывают о прибытии графа Робинзона. Для него, порядком поиздержавшегося, брак с дочерью толстосума Джеронимо – спасение от острых финансовых затруднений. Ему прочат в жёны старшую из сестер, но, право, стоит постараться заполучить руку и сердце той, что зовётся Каролиной. Он начинает открыто ухаживать за младшей сестрой. Лизетта в сердцах покидает комнату. Джеронимо и Фидальма спешат вслед неудачливой невесте. Оставшись с графом наедине, Каролина хочет открыть ему свою тайну. Но её робкие намеки, вздохи и волнение превратно поняты самонадеянным аристократом. Его поведение грозит перейти рамки приличий. В комнату заглядывает Лизетта. Она поражена! Плутовка Каролина кокетничает с её женихом! Она будет мстить, весь город узнает об изменнице-сестре.
Фидальма разнимает ссорящихся, Джеронимо, не в силах разобраться в происходящем, лишь усугубляет создавшийся переполох.
Джеронимо и граф обсуждают недавние события и не могут дать им подходящего объяснения. Граф раздумал жениться на Лизетте – она капризна и сварлива. Он хочет взять в жены Каролину, согласен даже на половину приданого, назначенного за старшей сестрой. Джеронимо не возражает при условии, что Робинзон договорится с Лизеттой сам.
Паолино в отчаянии, ведь граф упрямо сватается к его жене. Он обращается за помощью к Фидальме – она так хорошо к нему относится. Ослеплённая любовью тётушка, приняв дружеское расположение юноши за пробудившееся чувство, а его сбивчивые речи за признание, раскрывает Паолино свои объятья. Новое потрясение превыше сил несчастного, он падает в обморок. Стараниями Каролины Паолино приходит в себя. Фидальма понимает, что обманулась в избраннике и решает мстить.
Робинзон всеми правдами и неправдами отговаривает Лизетту от брака: он пьёт, он непостоянен в привязанностях и изменчив в любви. Это не смущает старшую сестру. Выведенный из терпения граф признаётся, что его не устраивает невеста, он хочет жениться на другой. Объединившись, Фидальма и Лизетта ставят Джеронимо ультиматум: либо Каролина в течение суток будет заключена в монастырь, либо Фидальма лишает брата прав на своё наследство. Нехотя купец соглашается.
Тщетны мольбы Каролины – отец непреклонен. Фидальма и Лизетта торжествуют.
Паолино считает, что единственный выход из создавшегося положения для него и Каролины – это бегство. Решено немедленно заняться приготовлениями к отъезду.
Надеясь на случайную встречу, Робинзон прогуливается неподалёку от комнаты Каролины. За ним следует Лизетта, остерегаясь очередного подвоха от жениха. Сборы Каролины и Паолино сопровождаются лёгким шумом. А ревнивице Лизетте чудится за стеной поступь графа и его голос. Время действовать – решает она, их надо накрыть с поличным! Подчиняясь настойчивым требованиям, Каролина открывает дверь спальни. Теперь бегство невозможно. Молодым супругам остаётся признаться в тайном браке и молить о прощении. Удручённый мыслью о возможной потере приданого, Робинзон соглашается жениться на Лизетте. Джеронимо прощает молодожёнов и благословляет своих дочерей. Все счастливы – за исключением Фидальмы, которой, однако, ничего не остаётся, как поздравить молодых и присоединиться к всеобщему празднику.
Газета «Коммуна» / 22.05.2005 г.
Текст: Людмила Романова, театровед
Режиссер-постановщик Вадим Милков сделал динамичное, идущее в хорошем темпо-ритме зрелище. Заставить оперных артистов двигаться, причем не картонно-условно, как они привыкли, а как это требуется по действию, — наверное, было задачей сложной. Но результат того стоил. Все естественны, не только ансамблево поют, но и ансамблево играют, охотно и озорно исполняя порой довольно рискованные мизансцены, вполне, впрочем, в духе народной комедии.
Либретто Джованни Бертати