2 ч.
12+
Геннадий Ставонин
2 ч.
12+
Геннадий Ставонин
опера в 2-х действиях, 5-ти картинах
У истоков создания оперы «Виват, Россия!» стоял режиссёр Александр Зыков, который спустя 36 лет вновь обратился к этому достойному пристального внимания произведению. «Виват, Россия!», увидевшая свет в его режиссёрском прочтении в юбилейный год Петра Первого, не является повторением прошлого. Это новый спектакль, в котором по-другому расставлены акценты и предложено новое сценическое решение. Заслуженный деятель искусств России Александр Николаевич Зыков считает, что за минувшие годы изменился взгляд на многие исторические события. И в настоящее время этот спектакль должен быть востребован и интересен, поскольку поднимает патриотический дух и повествует о славных страницах летописи страны, связанных с нашим городом – о строительстве в Воронеже первого российского военного флота.
Опера рассказывает не только о зарождении флота, но и раскрывает личность Петра, в том числе и его взаимоотношения с первой супругой Евдокией Лопухиной, верными соратниками и простым людом. Всё это отражено в замечательной музыке Геннадия Ставонина. Партитуру спектакля артисты осваивали под руководством дирижёра-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Юрия Анисичкина. Для него композитор Ставонин видится продолжателем лучших традиций классических русских опер. Но при этом произведение имеет современное звучание, не потерявшее актуальности в XXI веке.
Художник-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Валерий Кочиашвили, так же как и Александр Зыков, работал над первой воронежской постановкой «Виват, Россия!». Для нового спектакля он создал впечатляющее оформление. Благодаря мастеру на сцене словно оживает петровская эпоха, где старинный собор, городские площади и строительные верфи предстают в символическом обрамлении древней деревянной Руси, а театральные костюмы (которых более двухсот тридцати) можно сравнить с музейными сокровищами.
Современное прочтение оперы – это своеобразный синтез музыкальных, сценических и хореографических решений. В многонаселённом спектакле заняты артисты всех творческих цехов театра. Поставленные балетмейстером Денисом Постоевым хореографические сцены добавляют динамику происходящему на сцене действию. А свой особый народный колорит привносит звучание хора под управлением хормейстера, заслуженного деятеля искусств ВО Ольги Щербань.
Постановка 2022 года. Премьера в Воронежском театре оперы и балета состоялась 20 мая 2022 года.
Картина первая. Возвращение полков
Москва. Декабрь 1695 года. На Красной площади собрался московский люд в ожидании возвращения русских полков, потерпевших поражение под Азовом. В толпе ожидающих – распоп стрелецкий Гришка, старик, бывший стрелец, юродивый.
Появляются солдаты, израненные, побитые и измученные тяжёлым походом. Народ сочувствует им, оплакивает изувеченных и погибших. Гришка, старик, бывший стрелец и юродивый клянут во всех бедах молодого царя Петра. Бояре, тайные противники Петра, также сеют смуту среди народа. Гришка подбивает горожан на бунт. Юродивый рассказывает народу о царе-антихристе. Люди растеряны. Царские приставы, услышав крамольную речь юродивого, хватают его. Московский люд, Гришка и бывший стрелец защищают юродивого.
Один из приставов узнает в Гришке беглого бунтовщика. Толпа отступает от Гришки. Бывший стрелец теряется среди людей. Гришку арестовывают приставы. Он в отчаянии продолжает призывать народ к бунту. Страшась царя и бояр, люди расходятся. И только один старик слушает печальную песню юродивого…
Картина вторая. В Преображенском
Ночь. Кабинет царя в Преображенском дворце. Пётр, раздумывая о своем поражении под Азовом, приходит к мысли о том, что только построив сильный военный флот, Россия сможет вернуть свои земли и выйти к морю.
Царица Евдокия, обрадованная возвращением мужа, пытается любовью и ласкою привлечь его внимание к себе. Но Пётр, погруженный в свои думы, отсылает её.
Входит Меншиков, денщик Петра. Царь делится с ним своими мыслями, всё более укрепляясь в намерении начать строительство флота.
Ревнивое подозрение закрадывается в душу Евдокии. Кто её разлучница? Она гадает. Ей видится Анна Монс…
К Петру приезжает его друг Франц Лефорт, чтобы развлечь царя. Он отвлекает его от тяжёлых дум.
Пётр издаёт указ о строительстве русского военного флота.
Картина третья. В Воронеже
Апрель 1696 года. Двор мастера Титова. Сестры Маняша и Дуняша вместе с подругами с увлечением вышивают корабельные флаги. Неожиданное появление Петра I и его сподвижников приводит их в смятение.
Праздничное настроение Петра, довольного успешным окончанием строительства флота, передаётся всем присутствующим. Начинается общее веселье. Титова гостеприимно приглашает всех в дом.
Вечереет. На мачтах кораблей загораются сигнальные огни. Мечта Петра осуществилась. Душа его полна радости и гордости за будущее России.
Приставы приводят к царю только что пойманных бунтовщиков. Среди них – Гришка. Приставы сообщают царю о пресечении бунта и попытки поджога верфи. Разгневанный Пётр приказывает отправить бунтовщиков в застенок.
Картина четвёртая. Застенок
Гришка, измученный жестокими пытками, приходит в сознание. Пытавший Гришку и не узнанный им бывший стрелец убеждает его в бесполезности бунта против царя Петра. Но сломленный физически, Гришка продолжает верить в свою правду. Бывший стрелец потрясён его стойкостью.
Картина пятая. Час России
В Воронеж прибывают Московский, Преображенский и Семёновский полки российского войска. Радостно встречают солдат празднично одетые горожане. Среди них – Меншиков, Лефорт, Зотов, семейство Титовых и иностранные гости.
Появление Петра вызывает у народа всеобщее ликование. Пётр провозглашает здравницу в честь русского народа, российского флота и грядущей славы родного отечества.
Народ восторженно приветствует рождение первого русского военного флота!
Либретто Георгия Геловани и Геннадия Ставонина