2 ч.
12+
Адольф Адан
2 ч.
12+
Адольф Адан
балет в 2-х действиях
В 1840 году французский композитор А. Адан возвращается в Париж из Петербурга и приступает к работе над балетом «Жизель». В основу сюжета, созданного французским поэтом Т. Готье, легла старинная легенда, записанная Генрихом Гейне, повествующая о виллисах – погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь. Также над созданием будущего балета работали известный либреттист Жюль Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли. Активное участие в постановке балета принял и талантливый танцовщик Жюль Жозеф Перро. Партию Жизели он создал специально для своей жены, выдающейся балерины Карлотты Гризи. Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года на сцене парижской Grand Opera. Идею хореографической композиции балетмейстеры позаимствовали из «Сильфиды», поставленной Ф. Тальони девятью годами ранее – танец стал основным выразительным средством в спектакле и получил поэтическую одухотворённость.
В 1842 году «Жизель» была поставлена на сцене петербургского Большого театра французским балетмейстером Антуаном Титюсом Доши. Эта постановка во многом являлась повторением парижского спектакля, за исключением некоторых видоизменений в танцах.
Следующую редакцию балета для Мариинского театра осуществил в 1884 году знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Впоследствии он возобновлял балет в 1887, 1899 и 1903 годах. Именно спектакль 1903 года стал ориентиром для большинства последующих классических постановок и редакций балета «Жизель».
Постановка 1993 года.
На сцене Воронежского театра оперы и балета «Жизель» была впервые представлена в 1966 году. Постановку осуществил молодой хореограф, позже – главный балетмейстер театра Геннадий Малхасянц. Первыми исполнительницами партии Жизели стали народная артистка РСФСР Набиля Валитова и Нина Кондратьева. В партии графа Альберта выступали Яков Лифшиц и Юрий Соловьёв. Мирта – Лариса Ефимова.
В 1993 году ленинградским хореографом, заслуженной артисткой РФ Ксений Тер-Степановой была осуществлена новая постановка балета. В разные годы в спектакле были задействованы выдающиеся мастера воронежской сцены. Партию Жизели исполняли народные артистки РФ Марина Леонькина и Татьяна Фролова, заслуженная артистка РФ Сания Куртосманова, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Колесниченко, Тамара Хатунцева. В партии Альберта на сцену выходили народный артист РФ Анатолий Головань, заслуженные артисты РФ Владислав Иванов и Михаил Негробов, заслуженный артист УССР Владимир Сычёв. Запоминающиеся образы создавали заслуженные артисты РФ Людмила Масленникова (Мирта), Пётр Попов (Ганс) и многие другие.
Артисты неоднократно выезжали с постановкой на гастроли в разные города России и страны Европы и Америки.
Деревушка на юге Франции. Здесь живет юная Жизель со своей матерью Бертой. Молодая девушка любит Альберта и верит во взаимность с его стороны. Влюблённый в Жизель лесничий Ганс подозревает, что Альберт – не простой крестьянин, а переодетый дворянин. Он пытается предупредить её об обмане, но девушка не верит ему.
Ганс пробирается в дом Альберта и находит в нём серебряную шпагу с гербом. Он окончательно убеждается в том, что Альберт скрывает своё знатное происхождение. Ганс клянётся отомстить Альберту.
Появляется пышная свита во главе с Герцогом – отцом Альберта и его невестой Батильдой. Жизель с матерью радушно встречают гостей. Скромность и застенчивость Жизели вызывают симпатию Герцога и Батильды, последняя дарит девушке драгоценное ожерелье ко дню её свадьбы. Гости удаляются, чтобы отдохнуть в домике Жизели.
Крестьяне начинают праздновать День урожая. В разгар веселья появляется Ганс. Он обвиняет Альберта в двуличии и в доказательство показывает шпагу графа. Жизель отказывается верить в обман возлюбленного. Ганс трубит в охотничий рог, и перед Альбертом предстаёт Батильда. Жизель в отчаянии. Она теряет рассудок и умирает.
Полночь. На могилу Жизели приходит лесничий Ганс. Появляется Мирта – повелительница виллис. Она вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в призрачный хоровод своих подруг. Виллисы кружат Ганса в своем бесконечном танце, пока он не падает замертво.
К могиле возлюбленной приходит Альберт. Страшная участь ждёт юношу. Но Жизель прощает Альберта и спасает его от неминуемой гибели.
С первыми лучами восходящего солнца виллисы теряют свою силу и исчезают. Жизель прощается со своим возлюбленным. Но память о ней всегда будет жить в сердце Альберта с вечным сожалением и мечтой о потерянной любви, которая оказалась сильнее самой смерти.
«Жизель» в Воронеже: как балет прожил полвека на сцене театра
Медиахолдинг «РИА-Воронеж», 22.01.2016
Текст: Олеся Шпилёва
На сцене Воронежского театра оперы и балета «Жизель» впервые появилась в 1966 году. Постановку осуществил молодой хореограф Геннадий Малхасянц (впоследствии – главный балетмейстер театра). Во время перестройки «Жизель» была ненадолго снята с репертуара Театра оперы и балета, но в 1993 году ленинградский хореограф, заслуженная артистка РСФСР Ксения Тер-Степанова осуществила новую постановку балета.
Ветеран воронежской сцены Анатолий Головань признался, что увидел «Жизель» на сцене Оперного, когда еще учился в хореографическом училище.
– Мне тогда было 18 лет. Конечно, я мечтал станцевать многие партии – и Дон Кихота, и Корсара, и Щелкунчика. Но когда я посмотрел «Жизель», я стал буквально грезить партией Альберта, – рассказал Анатолий Головань. – Хотя по амплуа мне больше подходит Ганс – это более героическая партия, а Альберт – романтическая. Когда я попал в театр, я никогда не танцевал в кордебалете, мне сразу начали давать небольшие партии. И в 1972 году наш главный балетмейстер Геннадий Малхасянц предложил мне станцевать Альберта. Я был просто счастлив. Конечно, Альберт стал этапной ролью для меня. Я исполнял эту партию в воронежском театре 18 сезонов.
По словам Анатолия Голованя, мистический балет «попал в струю» романтических настроений 60-70-х годов. История о Жизели, восставшей из мертвых, чтобы защитить своего возлюбленного, хотя он и предал её, многих зрителей доводила до слёз.
– Понятно, когда люди плачут в драматическом театре или на операх. Но чтобы плакали на балете – такое я видел впервые, – сказал Анатолий Головань. – Конечно, здесь мастерство наших солистов легло в благодатную почву – само либретто, такое романтическое, не могло не понравиться публике. Но всё-таки достичь катарсиса в балете, где артист передаёт все исключительно пластикой – это высший пилотаж. Я думаю, именно поэтому «Жизель» и продержалась на сцене так долго.
Первой исполнительницей партии Жизели была легендарная воронежская балерина Набиля Валитова. Её преемницей стала балерина Татьяна Фролова, сегодня – директор Воронежского хореографического училища. По словам Татьяны Фроловой, Валитова передала ей партию Жизели буквально «из ног в ноги».
– Это удивительный балет. Два раза одинаково повторить первый акт – то, как тебя обманывает любимый человек, как ты сходишь с ума – невозможно. Можно сыграть спектакль 100 раз, и никогда он не будет выглядеть одинаково. Поэтому он бессмертный, – рассказала Татьяна Фролова. – Балерина растёт вместе с Жизелью. У Жизели, которую ты танцуешь в 18 лет, и той, которую ты танцуешь в 25 или 30, совершенно разные образы. Её надо очень хорошо танцевать. Когда зрители говорят, что не ходят на балет, потому что не понимают его, это значит, что балерина станцевала не очень хорошо. История Жизели такая трагическая. Второй акт – это же не просто безмолвные нимфы, это молодые девушки, умершие до свадьбы, и Жизель – одна из них. Она восстает из мёртвых, чтобы защитить своего любимого человека. Он предал её, обманул, но она настолько любила его, что защитила его собой. Это история о любви, которая побеждает смерть.
Либретто Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа, Теофиля Готье
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа