1 ч. 50 мин.
6+
Сергей Прокофьев
1 ч. 50 мин.
6+
Сергей Прокофьев
балет в 2-х действиях
После постановки на сцене Кировского (Мариинского) театра балета «Ромео и Джульетта», С. Прокофьев решает написать балет специально для балерины Галины Улановой. В основу сюжета легла всем известная сказка Ш. Перро «Золушка», повествующая о бедной девушке, которая с помощью доброй феи обрела счастье и любовь в качестве награды за трудолюбие и доброту. Либретто будущего балета создал театральный критик, искусствовед и драматург Н. Волков. Постановщиком спектакля должен был выступить талантливый хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Работа над произведением шла успешно: к лету 1941 года были написаны два акта. Однако началась Великая Отечественная война и партитура «Золушки» была закончена лишь в 1944 году. По словам самого композитора, спектакль был создан в традициях старого классического балета, в котором есть pas de deux, adaqio, а каждое действующее лицо имеет свою вариацию.
Премьера «Золушки» состоялась в Москве на сцене Большого театра 21 ноября 1945 года. Первой исполнительницей Золушки стала балерина Ольга Лепешинская, а некоторое время спустя в данной партии выступила Галина Уланова. За создание балета «Золушка» С.Прокофьеву была присуждена Государственная премия первой степени за 1945 год. А уже в 1948 году состоялся показ «Золушки» в лондонском «Ковент-Гарден». В настоящий момент балет представлен на разных сценических площадках мира. Современные критики отмечают, что партитура «Золушки» — одна из самых глубоких, загадочных и философски сложных в истории музыкального театра.
Постановка 2006 года.
На воронежской сцене балет «Золушка» поставил выдающийся российский танцовщик и балетмейстер, народный артист СССР и РФ Владимир Васильев.
«Сколько версий претерпела эта чудесная волшебная история, созданная замечательным французским сказочником. Сказка, в которую хочется верить и девочкам и самым-самым взрослым дамам. Здесь всё: и красота, и любовь, и доброта, и благополучие. Самые сладкие сны и грёзы многих поколений прекрасной части человечества всех времён воплотились в прекрасной музыке Прокофьева. Поэтому для меня «Золушка» Прокофьева – самая романтическая и добрая музыка в балете. И именно такое пластическое воплощение этой музыки я хотел бы создать в этой постановке. Так хочется верить сегодня, что добро, красота и любовь по-прежнему побеждают злое и некрасивое. И пусть так и будет!»
Владимир Васильев
балетмейстер-постановщик, народный артист СССР и РФ, лауреат Государственных премий
Давным-давно в одном маленьком королевстве жила добрая, приветливая девушка. Мать её умерла, когда девочка была совсем маленькая. Отцу её – небогатому очень доброму человеку – пришло на ум жениться во второй раз. Вот и пришла в их дом новая хозяйка с двумя своими дочерями. Но уж очень злая и сварливая оказалась новая жена, а дочки её – и того хуже: с утра до вечера они только и делали, что ссорились и дрались друг с другом. Они придирались по всяким пустякам к новой сестричке и заставляли её делать всю работу по дому: мыть, стирать, шить, готовить, выгребать золу из камина, за что её очень скоро соседи прозвали Золушкой, а сестёр её – Злюкой и Кривлякой. Мачеха души не чаяла в дочках, а Золушку невзлюбила с первой минуты. И чем добрее и ласковее была Золушка, тем злее становилась Мачеха.
И вот однажды молодой взбалмошный Принц этого королевства решил дать бал и пригласил всех дворян своего государства и иноземных знатных гостей.
Ох, и суматоха началась в доме Золушки! Что надеть, да как причесаться, да что говорить, да как танцевать! Ну и ну… Очень хотелось Мачехе пристроить повыгоднее своих дочек к богатым женихам.
Уехала Мачеха с дочками на бал, а Золушка в доме одна-одинёшенька осталась. Как же ей хотелось посмотреть на Принца и знатных гостей. Да только нельзя же ехать в таком бедном платьице. Зато туфельки, которые ей подарила переодетая в нищенку Волшебница за доброту – чудо как хороши. Ах, если бы у неё было бальное платье!
Не успела Золушка об этом подумать, как снова появилась добрая Волшебница с целой свитой фей и гномов. И каждая фея одарила Золушку. Прежде чем отправить её на бал, Волшебница сказала: «Запомни, Золушка, как бы не было тебе весело на балу, возвращайся домой раньше полуночи, иначе от твоего наряда останется одно воспоминание. Феи времён года – большие мастерицы, но созданные ими наряды чрезвычайно непрочны, как непрочно всё, что создано фантазией». «А туфельки?» – спросила Золушка. «Туфельки – мой подарок за твою доброту. А всё, что основано на добре – прочнее прочного».
Бал был в самом разгаре, как вдруг откуда-то издали донеслись звуки чудесной музыки. Все оцепенели от удивления, когда в зале появилась незнакомая принцесса. Она была так хороша и приветлива, что Принц, не знавший ещё сердечных волнений, влюбился в неё с первого взгляда. Так бы они всю жизнь и не расставались, да только часы начали бить полночь, и Золушка, вспомнив наказ Волшебницы, опрометью бросилась из дворца. Она так быстро исчезла, что никто из придворных никак не мог понять, куда она пропала. Осталась от неё одна маленькая туфелька, которую и подобрал несчастный влюблённый Принц.
Горе его было так велико, что он заболел. Придворные сбились с ног, пытаясь найти хозяйку драгоценной туфельки, но никому не удавалось надеть на ногу волшебную туфельку: так мала и изящна она становилась каждый раз, когда её примеряли.
Золушка до утра так и не сомкнула глаз, вспоминая бал, Мачеху и сестер, знатных гостей и, конечно же, красивого Принца, в которого она страстно влюбилась.
После долгих поисков отчаявшийся Принц зашёл в дом Золушки. Но туфелька никак не хотела налезать на ноги Кривляке, Злюке и самой Мачехе. Так бы и уехал Принц ни с чем, если бы не выпала из передника Золушки вторая туфелька. Все замерли от удивления, но тут появилась добрая Волшебница и перенесла Принца и Золушку в дивный сад, где они, наконец, высказали друг другу свои чувства. Они были так счастливы, что самые заносчивые и злые люди, видя их, сразу становились приветливыми и добрыми.
Российская газета — Черноземье / (№ 4215 07.11.2006)
Текст: Геннадий Литвинцев
Вот и состоялась в Воронежском театре оперы и балета долгожданная премьера «Золушки» в постановке Владимира Васильева, хореографа с мировым именем. Народный артист России принял участие в презентации спектакля.
В этот вечер, право, стоило прийти в театр чуть пораньше, чтобы почувствовать атмосферу ожидания праздника, нечто особенное, что, в самом деле, начиналось с вешалки, нет, даже раньше, прямо от парадных колонн, проглядывалось в выражениях лиц билетеров, гардеробщиц, нарочито-нарядной публики. В фойе театра – выставка живописных работ Владимира Васильева, на столике — книжки с его стихами. А вот и сам маэстро – быстрый, лёгкий, узнаваемо-светловолосый – на ходу в коридоре раздает автографы…
Накануне, перед генеральной репетицией спектакля, удалось взять у него небольшое интервью.
Российская газета | Владимир Викторович, «Золушка» для вас – давно освоенное и обжитое балетное королевство. В своё время вы блистали в роли Принца в спектакле Ростислава Захарова в Большом театре. Позднее, тому лет пятнадцать назад, и сами поставили «Золушку», открыв ею историю Кремлёвского балета. Чего же ждать от воронежской постановки – повторов, реминисценций или каких-то новаций?
Владимир Васильев | Действительно, партию Принца в Большом театре я танцевал с увлечением, но сам спектакль вскоре стал вызывать отчуждение, мне хотелось сделать многое по-другому, чтобы на первый план выступила атмосфера доброты и жертвенности главной героини, облагораживающей всех окружающих. Такая возможность представилась в Кремлевском балете. Но здесь, в Воронеже, я вовсе не собирался повторять тот свой спектакль и, надеюсь, смог этого избежать, сделать постановку интереснее прежней. Начну с того, что сцена кремлёвского Дворца съездов слишком велика, поэтому она требует других режиссёрских решений, каких-то дополнительных задействованных масс для ее наполнения. Воронежская сцена раз в пять-шесть меньше, а потому должна произвести впечатление уюта, камерности, ближе, интимнее соединить артистов со зрителями.
РГ | Как бы вы сформулировали художественную идею обновлённой «Золушки»?
Васильев | Как можно ближе к оригиналу передать средствами хореографии великую музыку Прокофьева. Партитуру «Золушки» считаю одной из самых ярких в его творчестве, передающей глубинные движения человеческой души. Сила этой музыки такова, что ей невольно поддаются люди даже неискушённые, независимо от их культурной подготовленности. В заключительном адажио любовь Принца и Золушки одним порывом захватывает всех, даже и тех, кто пытался помешать их счастью, зло тушуется перед силой светлого чувства. Совершенная гармония объединяет сцену с залом. В этот миг хотелось бы видеть на глазах у зрителей слёзы радости, вот это и означало бы, что мне удалась, как теперь говорят, «сверхзадача».
РГ | Что означает в таком случае ваше решение заметно сократить продолжительность спектакля, вместо трёх актов сделать два, убрать часть эпизодов и даже некоторых действующих лиц, вроде отца Золушки?
Васильев | В Воронеже поставлена действительно совершенно новая редакция «Золушки», и она мне нравится больше прежних. Скажу откровенно, я сейчас с трудом выдерживаю три акта, даже в моём любимом виде искусства, балете. Вспоминаю, как у нас шли раньше четырёхчастные «Спящая красавица», «Дон-Кихот». Нет, сейчас мало у кого хватит терпения столько сидеть в театре, время заставляет нас быть более собранными, жёсткими в режиссёрских средствах, более зрелищными. Для этого в спектакле используются необычные световые эффекты, по-новому поставлены сцены поиска Принцем исчезнувшей красавицы, введены вариации сестёр Злюки и Кривляки, которых прежде не было ни в одном спектакле «Золушки». То есть третий акт полностью переделан. Посмотрим, как это воспримут воронежские зрители.
РГ | Зрители бывают разные. Ваш спектакль сделан с уклоном для взрослых или для детей?
Васильев | Хорошая постановка не должна никого оставлять равнодушным. Для взрослых в нём интереснее будет философия и эстетика, для детей – сказка, ненавязчивое поучение. И каждый, надеюсь, ощутит ностальгию по времени, когда в мире правила музыка и красота.
…После просмотра можно сказать определённо: воронежская «Золушка» не стала копией московской постановки Васильева 15-летней давности, чего многие опасались. Сцена в нашем театре действительно намного меньше кремлевской, что решительно изменило сценические объемы спектакля. Но, главное, Владимир Васильев настолько неординарная творческая личность, что просто в силу собственного характера не способен входить в одну и ту же воду дважды. Дух сказки, таинственного пространства оформлявший спектакль московский художник Виктор Вольский передал ажурными «на просвет» декорациями, переливающимися то голубым, то серебром. Они не мешают танцовщикам, но, оттеняя все происходящее на сцене, в соприкосновении с волшебной музыкой Прокофьева, создают мерцающий эффект, при котором радость легко перетекает в грусть, и наоборот. Калейдоскоп костюмов (их всех около сотни) делает спектакль фантастически-ярким, по-настоящему зрелищным.